Фотография

Индийский классический танец

<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 25 июн 2007, 17:41

Индийский классический танец

Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической энергии и духовной силы. Его основная движущая сила - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.

Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем - Тандава - он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати - так возникла женская форма танца - Ласья. Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в древнем санскритском тексте:

"Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца!"

Простым смертным не дано было видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги и аскезу был удостоен милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла "Натья Шастра" (известная также под названием "Бхарата Шастра") - "Наука о танце", трактат, на основе которого развились все стили классического танца Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури и Катхак... Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Бог и богиня согласились. Шива научил танцу мужчин, Парвати - женщин.

Философские и теоретические основы классического индийского танца изложены в "Натья Шастре" - древнем трактате об искусстве танца.

Теоретической основой классического индийского танца является Натьяшастра (санскр.– «наука о театральном искусстве»), ученый свод, обобщающий достижения древнеиндийских теоретиков театра, ок. 3–4 вв., приписываемый полулегендарному мудрецу Бхарате.

Натьяшастра дошла до нас в рукописной традиции. Индийский ученый Р.Кави, обследовавший более 40 рукописей, предположил существование двух основных версий текста в 36 и 37 главах. Имя составителя – Бхарата – означает просто «актер»; обобщенность этого образа подчеркивается его мифологическими элементами (во вводной и заключительной главах он выступает в качестве небожителя, беседующего с другими небожителями).

Натьяшастра носит энциклопедический характер, обобщая как теорию, так и «практику» драмы. Трактат был предназначен для самого широкого круга лиц, участвовавших непосредственно и опосредованно в театральном искусстве, – для режиссера, актеров, дирижера, танцмейстера, капельмейстера, художника, архитектора, строителя, жреца, но также для поэта и театрального критика.

В главе 1 излагается легенда о создании науки о театре (натьяведа) и первом спектакле, устроенном в мире богов, – архетипическом для всех земных театральных постановок. В давние времена Атрея и прочие мудрецы-риши спрашивают о происхождении натьяведы Бхарату, который сообщает им о том, что она была сотворена самим Брахмой еще на заре мира, в эпоху критаюги, когда боги во главе с Индрой попросили его создать новую Веду, поскольку созданные четыре предназначены для ограниченного круга людей, из которого исключается варна шудр. Брахма уступил их просьбе и создал Пятую Веду со священными повествованиями (итихасы) из Четырех Вед, которая должна содействовать основным целям человеческой жизни – дхарме, артхе и славе-ящас (замещающей, таким образом, в устойчивой схеме трех пурушартх желание-каму). Из Ригведы была взята рецитация, из Самаведы – пение, из Яджурведы – само действо, из Атхарваведы – расы и бхавы. После того как была создана наука о театре, Индра попросил Бхарату как ученика Брахмы продемонстрировать ее на сцене, и Бхарата инсценировал к началу праздника знамени Индры (джарджара) мистерию о победе Индры и других богов над их противниками - демонами.

В следующих главах тематизируются следующие составляющие театрального искусства: различные виды театрального здания и их планировка; обряд освящения театра; танец Шивы как разрушителя мира – тандава; церемонии освящения сцены; учение об «искусственных эмоциях» (расы), порождаемых в сознании реципиента сценическими средствами – расы любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения и удивления; учение о соответствующих им состояниях сознания - бхавах; правила по мимике и сценическому движению – прежде всего, относительно жестов и походки; разбивка сцены на пространственные зоны, классификации сценических представлений и манер игры-дхарми; описание стихотворных размеров; речевые формы, употребляемые в сценическом тексте, украшения и достоинства (гуны) поэтической речи; используемые в драме языки и принципы распределения их между «высокими» и «низкими» персонажами, формы обращения персонажей друг к другу; интонация и темп сценической речи; определения 10 драматических жанров-рупак; учение о сюжете и его частях; учение о драматических вритти-«стилях», среди которых различаются четыре общих – риторический (бхарати), патетический (саттвати), изящный (кайшики) и энергический (арабхати) – и четыре местных, означающих адаптацию общих к региональным особенностям, языкам, быту и обычаям; грим, костюмы, сценические аксессуары; общие и разнообразные средства сценического изображения; гетеры и их поклонники; средства сценического успеха и восприимчивость публики; материал по теории музыки и музыкально-песенным компонентам драмы; заключительные части.

Наиболее авторитетным комментарием к Натьяшастре является Абхинавабхарати, принадлежащая знаменитому философу Абхинавагупте (10 в.), построившему своеобразную эстетическую эпистемологию, опирающуюся частично и на шиваитский мистицизм. Продолжение Натьяшастры можно видеть в трактате "Абхиная-дарпана".

Согласно "Натья Шастре", понятие "танец" включает в себя "нритта" - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; "нритья" - танец, где сочетается техника исполнения и мастерство абхиная - актерской выразительности; "натья" - драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию "Лалита кала" - "тонкого искусства" - так называют в Индии классический танец.

Индийский танец часто называют одной из форм йоги, и это так и есть: цель йоги – единение с высшим божеством, Абсолютом (йога – санскр. связь) посредством определенных духовной и физической практик. Назначение йогического пути, так же как и кульминационный момент танцевального действа - мокша – освобождение из порочного и тягостного круга бытия и слияние с Богом. Но задача исполнителя ритуального танца усложняется тем, что ему необходимо привести в это состояние не только себя, но и зрителей. Талантливый танцор несет в себе божественную энергию, и её излучением объясняется тот факт, что немало зрителей, созерцающих храмовые танцы, не только испытывали особое чувство благодати, но избавлялись от многих недугов. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца. И неудивительно, что тот, для кого индийский классический танец стал частью образа жизни, непрерывно испытывают на себе его благотворное очищающее влияние и созидательную силу.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 25 июн 2007, 17:46

Существует два вида классического индийского танда: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в “Натьяшастре”, прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца: экахарья — сольном танце, и анекахарья — групповом танце.

Теория индийского танца изложена в трактате Бхараты “Натьяшастра”, где содержатся также каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Натья, театральное искусство, должно бьшо включать в себя танец, сденическую игру и музыку; танец, таким образом, являлся неотъемлемой частью театра. Впоследствии танец выделяется в самостоятельный жанр и, хотя он сохраняет связь с другими жанрами, его начинают рассматривать, прежде всего, как зримую поэзию. Зрительное воздействие танда должно бьшо соответствовать воздействию прекрасной поэзии.

Формы танца можно разделить на две основные категории: нритта “чистый” танец, танец как таковой, и нритья танец, передающий некую идею.

Третьей разновидностью танцевального искусства, следуя этой классификации, является натья, театральное представление. Когда речь идет о сольном исполнении, два главных принципа индийского тандевального искусства нритта и нритья играют первостепенную роль в их истолковании. Нритта, как уже говорилось, это чистый танец, т. е. движения и жесты танцора преследуют чисто эстетические цели. Это феерия красочных поз и положений человеческого тела, комбинации ритма, отбиваемого ногами, с движениями рук, ладоней, пальцев, шеи, плеч, а также с мимикой. Движения образуют в пространстве геометрические фигуры, чисто декоративного характера — как узоры, которыми часто окаймляются миниатюры. В них нет никакой другой цели, кроме того, чтобы доставлять зрителю эстетическое удовольствие. В нритья танец наполняется глубинным значением, получает смысловую нагрузку. Лицо становится зеркалом эмоциональных состояний, мимика передает зрителю чувства, знакомые из повседневной жизни, — и хотя танец стилизует их, они тем неменее понятны всем. Мимика подкрепляется символическими жестами, которые представляют собой своеобразный язык. Движения рук, так называемые “хасты” или чаще “мудры”, являются самой удивительной особенностью индийского танца. Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится раскрывающейся чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы. Движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст. Нритья всегда сопровождается пением. Порой танец стремится передать конкретное содержание песни, иногда — ее общий смысл, а порой это по лет воображения, поток ассоциативных образов, вызванных словами песни. Все это воплощено в движениях тела и символических жестах рук, и когда зритель начинает понимать их язык, перед ним раскрываются все тайны классического индийского танца. Сопровождающие танец песни часто звучат на разных языках.

Чтобы зрителю было ясно их значение, в программе нередко приводится текст песни, или сама танцовщица излагает ее суть жестами рук, или же текст прочитывает ведущий. Например, в популярном сюжете повествуется о женщине, страдающей от неверности возлюбленного, который возвращается к ней после измены. Гнев, упреки и негодование отвергнутой и оскорбленной женщины понятны зрителю, поскольку танцовщица именно их передает движениями. При сольном исполнении танцовщица может танцевать несколько ролей: вот она выступает в облике неверного возлюбленного, который скло няется перед любимой, молит о прощении, касаясь ее ног, и клянется отныне быть верным навеки; а вот вновь становится оскорбленной женщиной, укоряет возлюбленного, “говорит”, как устала от его лжи, и так далее. Все эти жизненные ситуации изображены столь ярко, что зритель наслаждается зрелищем театрализованного действия, принимая условности его языка. Эта радость зрительской сопричастности и сопереживания называется “раса”, что можно вольно передать как эстетическое наслаждение, хотя во всей полноте значений термин перевести нелегко.

Тонко чувствующий зритель прекрасно видит, когда в танец вкладывается вся страсть души, а когда ему предлагают формальное, холодное исполнение, и потому может судить о том, рождается ли в данном исполнении “раса” или нет. Это главный критерий в классическом индийском танце. Великие артисты умеют буквально завораживать зрителей, создавая “расу”, заставляя их сопереживать своим выразительным движениям.

Иногда танцовщица отталкивается от одного слова из песни и раскрывает в танце целый мир ассоциаций. Так, например, обращаясь к Кришне, поднявшему в воздух гору Говардхана, она описывает жестами и другие подвиги бога вот Кришна сокрушает ядовитую змею Калию, убивает демона и т. д. Все это время певец многократно повторяет соответствующее место песни, пока ее смысл не раскроется в движениях, позах, жестах и мимике танцовщицы. Этот прием называется санчари, то есть “сопровождение” пожалуй, самая интересная сторона классического танца, таящая для артиста огромные выразительные возможности и доставляющая неизъяснимое удовольствие зрителю.

Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм “Махабхарата” и “Рамаяна”, поскольку строится на их материале. Скульптурные позы танца бхарат-натьям словно повторяют изысканность храмовой скульптуры в южной Индии. Бхарат-натьям ритуальный танец, который рассматривается как искусство священное, одолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, ее тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.
Бхарат-натьям

В своем нынешнем виде бхарат-натьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад. Его тематическая и музыкальная структура была создана придворными танджавурскими музыкантами. Исходное положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц. На эту исходную позу танца Накладывается затем его рисунок: наклоны и прыжки танцовщицы, самые разнообразные комбинации ее телодвижений. Нритта, чисто танцевальная часть бхарат-натьям, включает в себя алариппу, джатисварам и тиллана. В алариппу симметричные движения танцовщицы гармонично согласуются с речитативом чтеца; в джатисварам, помимо речитатива, вводится фиори-турное голосовое пение, соответствующее данной раге, или мелодической линии; в тиллана вокальное сопровождение постепенно разворачивается в рагу, а танцовщица демонстрирует серию статических поз, а затем стремительно меняющихся положений. В нритта, чистом танце, прямые линии движений образуют в пространстве геометрические фигуры.

Нритья включает в себя шабдам, варнам, падам и джавали, которые исполняются под песни, повествующие о разных жизненных ситуациях. Главным номером является варнам, в котором чередуются выразительные и часто абстрактные элементы. В этом четко построенном танце рассказывается о перипетиях любви девушки к своему возлюбленному, чаще всего богу или царю.

Бхарат-натьям исполняется под южно-индийскую музыку, где в оркестр входит барабан мриданга, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.

Кучипуди

Родина танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматическо го и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из “Бхамакалапам” Падам и джавали такие же, как в бхарат натьям. Движения в кучипуди округлы и стремительны и сочетают плавные шаги с прыжками Кучипуди исполняется в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхарат натьям, южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.

Мохини-аттам

В Керале и южной Индии родился танец мохини-аттам, очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древних времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохини аттам невелик Это прежде всего чисто абстрактный танец чолукатту, в котором, изгибаясь всем телом, танцовщица демонстрирует плавные движения, словно имитирующие покачивания лодки на быстрине картина, привычная для жителя Кералы. В конце чолукатту танцовщица разыгрывает сюжет из “Рамаяны”, пользуясь для этого соответствующими мимическими средствами и языком жестов.

Другой чисто танцевальной композицией является тиллана, близкая к такой же форме в бхарат- натьям В нритья темы танца, где средствами выразительности являются мимика, движения глаз и рук, навеяны произведениями известных индийских поэтов. Язык жестов разработан столь же тонко, как в великой танцевальной драме Кералы катхакали, элементы которой повлияли на танец мохини-аттам.

Одисси

В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и кажется, будто видишь ожившие изваяния. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура застывший танец Основные позы одисси - чаука, или квадрат, и трибханга, или треугольник (любое положение тела, дающее три изгиба) то, что сообщает неизъяснимую грацию скульптурам древней Индии.

Чисто танцевальные элементы одисси - это мангалачаран, бату, паллави и мокхия. В бату танцовщица делает резкие движения, будто ударяет по струнам вины, или изображает игру на флейте, барабане-мриданге и цимбалах, — наподобие из вестных скульптур из Конаракского храма Танцуя паллави, положенный на определенную рагу, танцовщица создает удивительной красоты образы, составленные из скульптурных поз. В мокхия, являющейся своеобразным финалом, абстрактные танцевальные движения танцовщицы завершаются плавными прыжками. В нритья неизменно исполняется аштапади стихи “Гитаговинды” Джаядевы — бессмертной по эмы о любви (XII в. н. э.). Танцовщица изображает героиню поэмы, томящуюся по своему возлюблен ному, отвергнутую и страдающую в разлуке с ним. Тема позволяет исполнительнице раскрыть все свои мимические способности и актерское дарование Кроме аштапади, исполняются также танцы на темы орисских песен. Одисси дает танцовщице возможность продемонстрировать свое мастерство как в искусстве нритта, так и в искусстве нритья.

Катхак

В Индии сказителя называют катхаком. Танце валькая форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые, тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм — тала. Барабан -табла задает ритм, ему вторит ритмическая дробь ступней. Танцовщица движется не сгибая туловища, что позволяет ей делать стремительные пируэты чаккары. Вся танцевальная композиция заканчивается завершающим ударом барабана. Композиция может быть короткой, она исполняется в быстром темпе, танцовщица не теряет при этом грациозности и выразительности движений. Дробное притоптывание составляет важнейший элемент катхака танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие ритмические узоры, называемые таткарами. Абхинаям — это совокупность изобразительных средств актера, при помощи которых он разыгрывает танцевальное действие на религиозное песнопение бхаджан или стихотворение пада. Мимическая игра здесь не особенно сложна, а движения рук наделены более доступным, конкретным значением Язык жестов передает смысл песни с очаровательной непосредственностью.

Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает незамысловатые сценки под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Танец не сопровождается пением. Танцовщица грациозно изображает картинки из повседневной жизни черпает воду из колодца девушка, прихорашивается перед зеркалом красавица, юная женщина ожидает возлюбленного и т д. Танец исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных табла и пакхавадж, и струнных: саранги, ситара и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде Она выглядит, как танцовщица, изображавшаяся на моголь-ских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гении индийского народа.

Катхакали

Танцевальная драма Кералы называется катхакали, она ничем не похожа на катхак. Катхакали большое сюжетное представление, и обычно оно разыгрывается группой актеров-танцовщиков. По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка Основу грима “пакка” составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим “катти” - также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло. к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим “кари” символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета “минакку” предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, “тади”: красно бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах — ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.

Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений “Махабхарата” и “Рамаяна”. Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличной от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.

Манипури

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас, танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из “Гитаговинды” Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавные, глаза обычно опущены вниз.

Другие танцевальные номера включают пунгчолом. Мужчины танцуют и бьют в барабанчик-пунг. Совершая быстрые круговые движения, акробатические прыжки, они не перестают играть на барабанах и вызывают восхищение зрителей своей виртуозностью. К этому типу танца близок каратала-чолом, где исполнители танцуют, хлопая в ладоши, и мандиланартана, в котором танцоры, не прерывая движений, играют на цимбалах. Оба танца исполняются во время праздников и по случаю особых торжеств.

На современной сцене классические виды индийского танца исполняются четко и чисто; и хотя длинные номера несколько сокращаются в угоду времени и современным вкусам, дух и характер танца остаются неизменными, что не исключает отдельных опытов экспериментирования и новаторского переосмысления в области формы. Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 25 июн 2007, 17:48

Племенные и деревенские танцы Индии.

Индийские танцы тесно связаны с жизнью народа, с местными традициями, с влюбленностью Индии в ритм. От Кашмира на севере до мыса Канья-Кумари на юге, от Кача на западе до Манипура на востоке в танце находят свое выражение жизнь и настроения людей. В краткой статье невозможно охватить даже малую часть многообразия индийских танцев, можно лишь привести несколько примеров и постараться передать ритм, краски и жизнерадостную непосредственность танцев различных народов и племен Индии.

Различия в условиях жизни, климате, языке и окружающей среде привели к возникновению необычайного богатства и разнообразия танцевальных форм и стилей, нарядов и музыкальных инструментов Но во всем этом многообразии можно выделить три основные группы танцев танцы, исполняемые по праздникам и во время различных общественных церемоний, танцы, исполняемые потомственными профессиональными танцорами, и танцы племен, уходящие корнями в местные культы и составляющие неотъемлемую часть жиз ни общины.

Различие в терминах “народный” и “племенной” весьма тонко и размыто. Что касается слова “народный”, то похоже, что большинство исследовате лей сходится во мнении в том, что существует отчетливое расхождение между классическими и народными формами. Термин “племя” предполагает определенную самоуправляемую группу людей, имеющую свой особый тип культурной, экономической, социальной и семейной организации. Индийские племена в XX веке переняли многие черты нового образа жизни. И тем не менее мы продолжаем выделять их в племена. В этом смысле термин “племя” предполагает специфический тип общества или специфический тип социальной организации. Но это еще не означает, что формы искусства этих групп населения обязательно должны быть “племенными” по своей природе. Другой термин, который может быть использован в применении к их искусству, — ” примитивный”. Некоторые исследователи предпочитают говорить об исполнительском и иных искусствах этих народов как о примитивных, а не как о племенных. В этом случае под примитивными понимаются такие формы искусства, которые уходят своими корнями в прошлое племенного сообщества. Таким образом, при отнесении той или иной формы искусства к примитивной или непримитивной принимается во внимание историческое происхождение данной формы искусства.

Рассматривая этот вопрос далее, мы обнаруживаем, что трудно провести четкую грань между народным и племенным искусством. Все, что создается и исполняется представителями племен, называется племенным, а все, что создается и исполняется другими, — народным искусством. Отсюда следует, что термины “народный” и “племенной” используются как социальные ярлыки, а не являются обозначением форм искусства, различающихся по характеру. Иначе обстоит дело с термином “классический” — здесь мы начинаем рассматривать различные стили в искусстве, разбирать их структуру, а также эстетические принципы и набор формальных приемов и правил, по которым созданы произведения.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, а также с сезонными циклами и народными праздниками. Рождение и свадьба — вот два важнейших события в жизни, сопровождаемые исполнением тех или иных танцев. В сезонном цикле одним из главных праздников является холи, отмечаемый в марте—апреле. По индийскому календарю, это месяц фальгун, весна, когда пробуждается спящая природа. Это также и время сбора весеннего урожая, поэтому холи — праздник радости и веселья в сельской местности, сопровождаемый песнями, танцами и музыкой. Танцы, связанные с событиями в жизни отдельных людей, обычно ограничены семейным кругом, тогда как танцы, исполняемые по праздникам, дают возможность объединиться всей общине. Семейные танцы более интимны, но в то же время обладают своей особой непринужденностью, непосредственностью и живостью.

Танцы племен совершенно отличны как по своей социальной значимости, так и по формальному языку выразительных средств. Коренное различие между народным и племенным заключается в той функциональной роли, которую исполнение танца играет в жизни общины. Для племен танцы — это не просто способ выражения праздничного веселья, племенные танцы насквозь пронизаны религиозными верованиями, ритуалами и связаны с общим эмоциональным настроем племени. Элементы танца уходят своими корнями глубоко в социальную структуру племени. Представители племен поют и танцуют не только по поводу со бытии жизненного цикла, - любое событие, любая жизненная ситуация может заставить людей обратиться к танцу. Это позволяет им осознавать свою организационную и структурную целостность и неделимость как сообщества. Таким образом, исполнение танца как бы укрепляет и поддерживает это организационное единство. Шаги, телодвижения, ритм и мелодия песни доступны всем членам сообщества: старикам и юношам, мужчинам и женщинам. Чувство единства группы настолько сильно, что оно не оставляет простора для проявления индивидуального мастерства. Будь то песня (мелодия) , текст (стихи) , ритм или танцевальные движения — все создается совершенно естественным образом. Мелодия песни очень проста, а текст позволяет импровизировать, добавляя новые образы и идеи. Ритм основывается на четырех ударах, комбинации шагов повторяются, в то время как руки и тела исполнителей свободны для создания различных поз.

В народных же танцах совершенно необязательно участие всех членов общины. Некоторые танцы исполняются исключительно женщинами; один из наиболее известных примеров — раджастанский танец гхумар. Танец исполняется под аккомпанемент инструментов дхол и тхали. Дхол — это большой цилиндрический барабан, по которому ударяют ладонью и пальцами правой руки. Тхали — простая металлическая тарелка, по которой бьют тонкой палочкой, она дает довольно резкое сопровождение, детализируя основной ритмический рисунок. Музыкантов окружают женщины, одна из которых и начинает танец сначала в умеренном темпе, затем постепенно убыстряя и убыстряя его. Барабанщик обязан следить за темпом, задаваемым танцовщицей и музыкантом. Танцовщица искусно использует ритм и телодвижения для создания изящного рисунка танца. Она кружится вокруг вертикальной оси, движения рук и шеи изящно дополняют танец. Иногда группа женщин сопровождает танец исполнением песен. Важно отметить, что танцовщицы никогда не используют жестикуляцию для передачи словесного содержания песни. Они создают импровизации на естественном языке жестов и поз. Танец, начатый одной женщиной, продолжается другими. В одном из вариантов большая группа женщин встает в круг и танцует под ритмический аккомпанемент ударных инструментов. Основными поводами для исполнения танца гхумар являются свадьбы и религиозный праздник наваратри. Танцовщицы надевают богато орнаментированные одежды и большое количество золотых и серебряных украшений.

Другой хорошо известный женский танец, исполняемый во времл наваратри, гуджаратский танец гарбха, широко распространенный также и в некоторых районах Раджастана. Танец символизирует поклонение матери-земле, а наваратри длится девять суток - и в течение девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гуджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танцовщицы движутся по кругу, танец сопровождается хлопаньем в ладоши и ударами барабана, в ганце принимают участие до пятидесяти женщин. Некоторые женские танцы можно наблюдать и в районах расселения племен, как, например, знаменитый танец с бамбуковыми палками, исполняемый девушками народности мизо в Мизораме, на северо-востоке Индии. Бамбуковые палки кладут на землю так, чтобы они образовывали квадраты, и бьют одной о другую, создавая ритмический рисунок танца. Девушки должны проявлять необычайную ловкость и переступать через них крайне осторожно, иначе ударяющиеся друг о друга бамбуковые палки могут очень болезненно стукнуть по ногам.

Мы уже упоминали праздник наваратри как один из важнейших поводов для исполнения танцев. Другим таким праздником является весенний праздник холи. В Раджастане по случаю холи исполняется танец гаир, преимущественно мужчинами. В районе Шекхавати он известен как гиндарх. В крупных деревнях в танце гаир участвует много мужчин, которые встают в круг и танцуют под аккомпанемент инструментов сурнаи и нагара или дхол и тхали. При исполнении танца гиндарх танцоры бьют в барабан, называемый чанг. Расположение танцоров по кругу является важным обрамлением этого танца. Шаги совершаются всеми исполнителями синхронно, но движения тела каждого танцора могут варьироваться в соответствии с изменениями ритма. Медленный, средний, быстрый ритмы сменяют друг друга, сопровождая изящные и грациозные движения танцоров. Но это не единственная форма танца гаир. В Западном Раджастане известны три его разновидности, в частности ангия гаир, исполнители которого надевают большие, тяжелые свободные одеяния, ниспадающие от плеч до пят. Ритм замедленный, но громадный людской круг движется достаточно быстро. Каждый исполнитель держит в руках две длинные тонкие палки, и пары танцоров поочередно скрещивают эти палки в ударах. Этим задается как ритмическая организация танца, так и его зрительный образ. Исполнители этого танца должны находиться в постоянном движении.

Важно отметить, что по традиции окрестные деревни собирают деньги на костюмы и заботятся об их сохранении до следующего праздника. Иные из одеяний для танца гаир могут весить до сорока килограммов, и на них уходит много ткани.

В середине апреля наступает биху, праздник нового года. В Ассаме, на северо-востоке Индии, по этому случаю исполняются разнообразные народные танцы. Новогодние танцы делятся на две группы - хороводы хучари и биху. Хучари исполняет хоровод юношей на открытом воздухе. Юноши танцем встречают новый год и стремятся получить для народа благословение бога. Танец исполняется в нарастающем темпе и сопровождается резкими ударами барабана пхол. Танец биху исполняется совместно юношами и девушками, они формируют круги, восьмерки, ряды и другие фигуры. Танец сопровождается исполнением коротких песенок, обычно о любви, под аккомпанемент простейших музыкальных инструментов.

Среди различных общественных и семейных торжеств свадьба всегда является поводом для исполнения танцев. Это относится как к народным танцам, так и племенным. Из числа племенных танцев большой известностью пользуется свадебный танец племени мариев, проживающего в Бастаре в Мадхья-Прадеш. Традиционная свадебная церемония мариев проста, и танец составляет ее важную часть. Мужчины, исполняющие этот танец, имеют на голове сложное украшение из бамбуковых стеблей, с бычьими рогами на лбу и пучком перьев на макушке. Полоска ткани, украшенная раковинами, закрывает глаза танцора. Держа в руках удлиненные барабаны, мужчины движутся по огромному кругу, а женщины, также став в ряд, совершают разнообразные движения. Ритм танца задается громовыми раскатами барабанов.

В танце находит отражение и повседневная жизнь народа. В основе таких танцев часто лежит ритуал, заклинание. Эти танцы своей формой напоминают реальные занятия — молотьбу, сбор урожая, охоту, преодоление бурных морских волн бесстрашными рыбаками. Охота - одно из основных занятий большинства племен, и в танце может изображаться преследование дикого кабана или льва. До недавних времен о заслугах племени судили по ратной доблести его мужчин, поэтому танцы, воссоздающие сцены войны, воинственные по своей функции и рисунку движений танцоров, стали неотъемлемой частью коллективного репертуара племен. Сема-наги в северо-восточной Индии исполняют танцы, надев церемониальные одежды и взяв в руки копья и мечи. Величественная процессия мужчин, чередующих прыжки и перебежки, медленно продвигается по поляне. В былые времена это зрелище должно было вселять ужас. Сегодня изящные движения человеческих тел, грациозные наклоны и ловкие прыжки создают эстетическое наслаждение.

Демонстрация силы и общности присуща другому мужскому танцу, посвященному сбору урожая, — пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне в тюрбанах и ярких безрукавках вихрем кружатся в танце, их плечи дергаются в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге По мере того как но вые участники присоединяются к танцорам, круг расширяется. Общий настрой и непосредственность исполнения допускают разнообразие вариантов движений — прыжки и пируэты, резкие скачки и даже сложные акробатические упражнения. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа

Такой краткий обзор неизбежно является неполным Много еще можно было бы написать о танцах санталов, для которых танец—неотъемлемая часть их бытия, или о кашмирском танце руф, или о танцах всех народов, населяющих пригима лайские районы, от Кашмира до Аруначал-Прадеш, или о народных танцах южной Индии. Но в заключение хочется сказать несколько слов о танцах, исполняемых профессиональными танцорами Эта разновидность танцев обязательно предполагает наличие определенных взаимоотношении между зрителями и исполнителями, где их роли четко разграничены Для сравнения можно сказать, что все тан цы, о которых речь шла выше, исполняются людьми для самих себя. Профессиональные же танцоры исполняют танцы для зрителей или покровителей, которые критически оценивают мастерство исполнителя Это предъявляет особые требования к искусству танца и заставляет артистов стремиться к совершенствованию своего мастерства путем по стоянных упражнений Этого не происходит с народными и племенными танцами, которые по своей сущности являются лишь средством передачи какой-либо идеи или настроения. Танцы, исполняемые профессиональными танцорами, в этом смысле отличаются от народных. Но тем не менее и они также тесно связаны с социальным и культурным аспектами образа жизни народа, обрядами, праздниками и поэтому не утрачивают полностью того характера, который свойствен народным танцам

Хорошим примером танцев этой группы может служить раджастанский танец тератали. Исполнители танца тератали именуются камадами, и этот танец обслуживает религиозные нужды определенных групп населения в сословно расслоенном индийском обществе. В центре танца стоит фигура бога Рамы. Камады исполняют танец в течение всей ночи, сопровождая его религиозными песнопениями и инсценировками из эпоса, которые должны принести благоденствие тем, кто заказал танец.

В ганце гератали принимают участие две или три танцовщицы в сопровождении мужчин певцов и музыкантов. Танцовщицы надевают 6—7 бубенчиков-манджир на правую ногу, две манджиры на предплечье, одну — на лоб и еще берут в каждую руку по две манджиры. Суть танца заключается в том, чтобы добиться выразительного эффекта, особым образом ударяя манджиры друг о друга. Танцовщица исполняет танец сидя. Затем, усложняя исполнение, она берет в зубы меч и звенит бубенчиками в непосредственной близости от него. К тому же еще на голове танцовщицы стоит небольшой глиняный горшок, который она должна удержать в равновесии при любых движениях. Аккомпанирующих инструментов всего три: струнный инструмент, задающий ритм, — это может быть чаутара, вина или тандуро, цилиндрический барабан — дхо-лак и пара тарелок — тал. Песню исполняют как мужчины-музыканты, так и женщины-танцовщицы.

В громадном разнообразии танцевальных форм различных народов Индии можно тем не менее найти общие черты, базирующиеся на общности верований и культурного наследия. Слова Курта Сакса о танце особенно верны применительно к танцам Индии: “Танец - мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени, и в пространстве. Творец и творение, художник и произведение искусства суть одно и то же”.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 29 сен 2007, 20:44

Катхак.

Изображение

Катхак - форма классического танца Северной и Северо-Западной Индии. Название стиля происходит от слова "катха" - "сказание, легенда". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников.
Зародившись в древности в храмах, Катхак стал наиболее популярной формой придворного искусства во времена правления мусульман в Индии. Вся мусульманская знать прославилась своей беспредельной любовью к танцевальному искусству, - даже выступая в походы, военачальники брали с собой свои гаремы и своих танцовщиц.
Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях.
Катхак не танец, катхак не "танец в себе", танец, далекий от зрителя, подобно бхарат-натьям или манипури, нет, он не существует в отрыве от зрителя, от его реакции на каждое движение, на каждый взор, призывно брошенный из-под покрывала.
У всех танцев есть одна объединяющая черта - они сопровождаются самоаккомпанементом - звоном ножных бубенцов.

Однако его заметно отличает костюм, так как традиционные южно- и восточно-индийские танцы исполняются чаще всего в несшитой одежде - единственным сшитым элиментом являются коротенькие кофточки, - а исполнители катхака надевают только сшитые вещи: шаровары, широкие недлинные юбки, волнами летящие вокруг бедер во время стремительного кружения, и кофточки.

Этот костюм связан с традицей стран Переднего Востока и Средней Азии и резко отличается от вольной, драпирующей тело индийской одежды, состоящей из самых разных сочетаний прямых полос ткани, закрепляемых на теле при помощи шнуров, узлов и поясов.
Однако катхак, вобрав в себя много элементов индийского танца, врос в почву Индии и стал неотделим от перечня классических стилей индийского танца. Его тоже широко изучают в стране, танцуют в школах и колледжах, исполняют на концертах, любят, знают, ценят.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 29 сен 2007, 20:49

Кучипуди или Танец небожителей

Изображение

Кучипуди - это форма танцевальной драмы, которая возникла приблизительно за 300 лет до нашей эры. Кучипуди является одним из ярких видов искусства классического танца штата Андхра-Прадеш. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды.
Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце Андхра-Прадеш, которая была дарована артистам правителем княжества Голконда в 15 веке.
Чтобы понять суть индийского танца, необходимо, в первую очередь, помнить, что это танец храмовый – посвященный божеству.
Танец в стиле кучипуди – это еще и драматическая постановка. Чтобы передать ее смысл, актер должен выучить язык жестов: мудры и хасты - 28 разнообразных положений для одной руки (Асамьюта хаста) и 34 позиции для двух рук (Самьюта хаста). С их помощью изображаются не только предметы или действия, но и рассказываются целые истории и даже можно точно воспроизвести литературный текст драматургического произведения. Опять же, одних жестов тут не достаточно. Прибавьте еще 7 видов движений бровей, 13 положений головы, 9 разновидностей движений шеи, 9 положений глаз и… 6 движений носом. То есть чуть ли не каждый мимолетный взмах ресниц может выражать глубокие чувства, переживания и эмоции.
Сам танец технически сложен в исполнении и требует серьезной подготовки. Действительно, сколько необходимо времени, чтобы все эти отдельные движения, жесты, взгляды могли рассказать поэтическую историю любви или поведать о жизни божества? А ведь самые искусные актеры представляли еще и такой номер. Перед началом выступления сцена посыпается мелом и накрывается полотном. Артист исполняет танец в особо редком ритме (в современной танцевальной практике он не используется). По окончании танца полотно поднимают, и на нем четко видны определенные фигуры или образы божеств, «нарисованные» стопами танцора. Некоторые виртуозы во время танца ставили на голову кувшин с водой или рисом.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 06 окт 2007, 22:36

<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 07 ноя 2010, 18:18

Нанда Нандана Гопала Танец в стиле кучипуди, студия Анугама, СПб

<OBJECT width="470" height="353"><PARAM name="movie" value="http://video.rutube.ru/09956e27915fd50ee32cee5cc5c17292"></PARAM><PARAM name="wmode" value="window"></PARAM><PARAM name="allowFullScreen" value="true"></PARAM><EMBED src="http://video.rutube.ru/09956e27915fd50ee32cee5cc5c17292" type="application/x-shockwave-flash" wmode="window" width="470" height="353" allowFullScreen="true"></EMBED></OBJECT>

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group.
Designed by ST Software
Русская поддержка phpBB