Ганеша, истории, имена и формы
А.М. Дмитриев
О Ганеше и поклонении ему
Пураны, священные тексты Индии, возникновение которых традиционно связывают с легендарным мудрецом Вьясой, относятся к разделу историй (итихас) и были созданы сотни и тысячи лет назад. Пураны не только приводят истории о том, как Ганеша стал важнейшим божеством и почему его следует почитать первым, но и объясняют, каким образом он приобрел свой загадочный облик и каков смысл каждого из его знаменитых имен. Пураны много способствовали формированию представлений о Ганеше и различных способов поклонения ему, однако не все предлагаемые Пуранами описания согласуются друг с другом: известны различные версии одних и тех же эпизодов - к примеру, рождения этого божества.
«Сканда Пурана» приводит сразу три версии появления Ганеши на свет. Один из разделов этой Пураны сообщает нам о том, что некогда люди практиковали воздержание ради достижения небесных царств. В огромных множествах проникая в высшие области Вселенной, своим присутствием они обеспокоили богов, и тогда повелитель небесных царств Индра поспешил к Шиве за помощью. Господь Шива взглянул на свою супругу Парвати, а Парвати провела рукой по своему телу, отчего на руке осталось немного пыли, и сделала из пыли фигурку (четырехрукую, со слоновьей головой и большим животом). Фигура ожила, а Парвати повелела грозному существу создавать препятствия воздержанию человеческих существ, желающих попасть на небо. Это и был Вигхна («Препятствие») или Вигхнешвара («Повелитель препятствий»). Когда сын Парвати отправился исполнять данное ему поручение, Шива подарил ему топор, Парвати - чашу сладких пирожных, Картикейя (старший сын Шивы и Парвати) передал ему средство передвижения - мышь, Брахма даровал всеведение, Вишну - мудрость, Индра - удачу, Кубера - богатство, бог Солнца Сурья - доблесть, а бог Луны Чандра - сияние. Кроме того, он был назначен предводителем воинств Шивы (Гана-пати). В другом месте того же самого текста мы читаем о том, как Парвати, развлекаясь, сделала из земли куклу. Получившаяся фигура имела небольшой рост и лицом напоминала слона. Парвати показала изображение Шиве и попросила вдохнуть в него жизнь, а Шива исполнил ее желание. Поскольку это произошло на четвертый день лунного месяца (чатуртхи), Шива дал новорожденному такое благословение: «Ты станешь предводителем всех моих воинств; поклоняющиеся тебе на четвертый день лунного месяца будут свободны от любого горя и неудач».
В другом разделе той же Пураны изложена третья история. Там сообщается, что некогда демон Таракасура обеспокоил обитателей небесных областей, и те обратились к Шиве и Парвати с просьбой убить демона. Однако, вследствие особого благословения, полученного Таракасурой, Шива признал себя не в силах убить врага небожителей. Тогда Парвати создала из земли фигурку необыкновенно храброго и сильного божества, а Шива сделал его командующим воинствами богов, пока на свет не родился Картикейя, способный убить Таракасуру.
В третьем разделе той же Пураны повторяется первый рассказ, но уже с упоминанием святого места Прабхаса (Соманатха), в котором, по желанию Чандры, согласился жить Шива. Любые (даже грешные) люди, просто посещавшие Соманатх, возносились на небеса, и никто не заботился о совершении жертвоприношений и не следовал добродетельной жизни. Когда небесное царство переполнилось смертными, посетившими Соманатх. боги обратились к Шиве за помощью, однако тот признал себя не в силах помочь небожителям. Именно тогда Парвати создала Ганапати, попросив его воздвигать препятствия на пути всех, кто следует в Соманатх. Опираясь на страсть (кама) и заблуждение (моха), царившие в умах будущих паломников, Ганапати воспрепятствовал правильности их суждений, и желание посетить Соманатх покинуло их навсегда.
«Вараха Пурана» приводит иную историю. Некогда боги и мудрецы испытывали великие затруднения в решении своих задач, в то время как злые существа вовсе не испытывали трудностей. Казалось, что помехи досаждают лишь хорошим людям. Обратившись к Шиве, боги спросили его о причине происходящего, а в ответ Шива погрузился в глубокое созерцание и неожиданно улыбнулся. Как сказано, причиной его улыбки была мысль о том, что в то время как четыре первозданных природных элемента (земля, вода, огонь и воздух) были наделены собственной формой, такой формы не имел пятый элемент - акаша (пространство, эфир). Это тут же побудило Шиву вспомнить обещание, данное в весьма давние времена Создателем: тогда было сказано, что повелитель препятствий Ганапати будет образован четырьмя имеющими форму первоэлементами. Рождение Ганапати стало ответом на просьбы богов. Из улыбки Шивы возник сияющий и прекрасный юноша, и Парвати взглянула на него глазами, полными любви. Это пробудило такой гнев Шивы, что он проклял рожденного им самим юношу, сделав его уродливым, толстобрюхим и слоноголовым. Все еще пребывая во гневе, Шива содрогнулся, и из его тела вышло множество духов (винайяка), безобразных и жестоких; все они были слоноголовыми и имели темный цвет. Брахма умиротворил Шиву, и по его просьбе, Шива назначил рожденного из его улыбки юношу повелителем всего воинства духов. Он также попросил его препятствовать усилиям злых людей и облегчать работу добрых.
Самую прославленную из всех историй содержит «Шива Пурана». Однажды Парвати, находясь дома в одиночестве, пожелала принять священное омовение. Она приготовила пудру и душистое масло, но ей нужен был кто-нибудь, способный предотвратить появление чужих людей в месте ее омовения. Создав из нанесенного ею на тело масла, а также из глины и земли, человеческую фигурку, Парвати вдохнула в нее жизнь и повелела рожденному ей человеку стоять у дверей на страже, не позволяя никому проникать в дом. Вернувшийся вскоре домой Шива был остановлен этим защитником, стоявшим у двери. Между ними вспыхнул бой, и в гневе Шива отсек юному стражу голову. Парвати, выйдя из дома, узнала о происшедшем.
Один из дошедших до нас вариантов истории сообщает, что богиня испытала огромное горе, и что ради ее утешения Шива обратился к Вишну с просьбой подыскать стражу голову вместо отрубленной. Другой вариант утверждает, что Парвати пришла в ярость и создала сотни злых существ, дабы те пожрали богов, помогавших Шиве в его битве с привратником. В любом случае, Парвати вновь обрела покой, когда Шива попросил Вишну найти стражу голову взамен утраченной. Сообщается, что Вишну принес голову слона, и что когда эту голову установили на шею привратнику, по милости Шивы тот ожил. Шива назначил его предводителем своих воинств и дал ему благословение, по которому отныне тому должна была предлагаться честь первого поклонения. Мы знаем, что Шива признал его своим сыном.
О Ганеше и поклонении ему
Пураны, священные тексты Индии, возникновение которых традиционно связывают с легендарным мудрецом Вьясой, относятся к разделу историй (итихас) и были созданы сотни и тысячи лет назад. Пураны не только приводят истории о том, как Ганеша стал важнейшим божеством и почему его следует почитать первым, но и объясняют, каким образом он приобрел свой загадочный облик и каков смысл каждого из его знаменитых имен. Пураны много способствовали формированию представлений о Ганеше и различных способов поклонения ему, однако не все предлагаемые Пуранами описания согласуются друг с другом: известны различные версии одних и тех же эпизодов - к примеру, рождения этого божества.
«Сканда Пурана» приводит сразу три версии появления Ганеши на свет. Один из разделов этой Пураны сообщает нам о том, что некогда люди практиковали воздержание ради достижения небесных царств. В огромных множествах проникая в высшие области Вселенной, своим присутствием они обеспокоили богов, и тогда повелитель небесных царств Индра поспешил к Шиве за помощью. Господь Шива взглянул на свою супругу Парвати, а Парвати провела рукой по своему телу, отчего на руке осталось немного пыли, и сделала из пыли фигурку (четырехрукую, со слоновьей головой и большим животом). Фигура ожила, а Парвати повелела грозному существу создавать препятствия воздержанию человеческих существ, желающих попасть на небо. Это и был Вигхна («Препятствие») или Вигхнешвара («Повелитель препятствий»). Когда сын Парвати отправился исполнять данное ему поручение, Шива подарил ему топор, Парвати - чашу сладких пирожных, Картикейя (старший сын Шивы и Парвати) передал ему средство передвижения - мышь, Брахма даровал всеведение, Вишну - мудрость, Индра - удачу, Кубера - богатство, бог Солнца Сурья - доблесть, а бог Луны Чандра - сияние. Кроме того, он был назначен предводителем воинств Шивы (Гана-пати). В другом месте того же самого текста мы читаем о том, как Парвати, развлекаясь, сделала из земли куклу. Получившаяся фигура имела небольшой рост и лицом напоминала слона. Парвати показала изображение Шиве и попросила вдохнуть в него жизнь, а Шива исполнил ее желание. Поскольку это произошло на четвертый день лунного месяца (чатуртхи), Шива дал новорожденному такое благословение: «Ты станешь предводителем всех моих воинств; поклоняющиеся тебе на четвертый день лунного месяца будут свободны от любого горя и неудач».
В другом разделе той же Пураны изложена третья история. Там сообщается, что некогда демон Таракасура обеспокоил обитателей небесных областей, и те обратились к Шиве и Парвати с просьбой убить демона. Однако, вследствие особого благословения, полученного Таракасурой, Шива признал себя не в силах убить врага небожителей. Тогда Парвати создала из земли фигурку необыкновенно храброго и сильного божества, а Шива сделал его командующим воинствами богов, пока на свет не родился Картикейя, способный убить Таракасуру.
В третьем разделе той же Пураны повторяется первый рассказ, но уже с упоминанием святого места Прабхаса (Соманатха), в котором, по желанию Чандры, согласился жить Шива. Любые (даже грешные) люди, просто посещавшие Соманатх, возносились на небеса, и никто не заботился о совершении жертвоприношений и не следовал добродетельной жизни. Когда небесное царство переполнилось смертными, посетившими Соманатх. боги обратились к Шиве за помощью, однако тот признал себя не в силах помочь небожителям. Именно тогда Парвати создала Ганапати, попросив его воздвигать препятствия на пути всех, кто следует в Соманатх. Опираясь на страсть (кама) и заблуждение (моха), царившие в умах будущих паломников, Ганапати воспрепятствовал правильности их суждений, и желание посетить Соманатх покинуло их навсегда.
«Вараха Пурана» приводит иную историю. Некогда боги и мудрецы испытывали великие затруднения в решении своих задач, в то время как злые существа вовсе не испытывали трудностей. Казалось, что помехи досаждают лишь хорошим людям. Обратившись к Шиве, боги спросили его о причине происходящего, а в ответ Шива погрузился в глубокое созерцание и неожиданно улыбнулся. Как сказано, причиной его улыбки была мысль о том, что в то время как четыре первозданных природных элемента (земля, вода, огонь и воздух) были наделены собственной формой, такой формы не имел пятый элемент - акаша (пространство, эфир). Это тут же побудило Шиву вспомнить обещание, данное в весьма давние времена Создателем: тогда было сказано, что повелитель препятствий Ганапати будет образован четырьмя имеющими форму первоэлементами. Рождение Ганапати стало ответом на просьбы богов. Из улыбки Шивы возник сияющий и прекрасный юноша, и Парвати взглянула на него глазами, полными любви. Это пробудило такой гнев Шивы, что он проклял рожденного им самим юношу, сделав его уродливым, толстобрюхим и слоноголовым. Все еще пребывая во гневе, Шива содрогнулся, и из его тела вышло множество духов (винайяка), безобразных и жестоких; все они были слоноголовыми и имели темный цвет. Брахма умиротворил Шиву, и по его просьбе, Шива назначил рожденного из его улыбки юношу повелителем всего воинства духов. Он также попросил его препятствовать усилиям злых людей и облегчать работу добрых.
Самую прославленную из всех историй содержит «Шива Пурана». Однажды Парвати, находясь дома в одиночестве, пожелала принять священное омовение. Она приготовила пудру и душистое масло, но ей нужен был кто-нибудь, способный предотвратить появление чужих людей в месте ее омовения. Создав из нанесенного ею на тело масла, а также из глины и земли, человеческую фигурку, Парвати вдохнула в нее жизнь и повелела рожденному ей человеку стоять у дверей на страже, не позволяя никому проникать в дом. Вернувшийся вскоре домой Шива был остановлен этим защитником, стоявшим у двери. Между ними вспыхнул бой, и в гневе Шива отсек юному стражу голову. Парвати, выйдя из дома, узнала о происшедшем.
Один из дошедших до нас вариантов истории сообщает, что богиня испытала огромное горе, и что ради ее утешения Шива обратился к Вишну с просьбой подыскать стражу голову вместо отрубленной. Другой вариант утверждает, что Парвати пришла в ярость и создала сотни злых существ, дабы те пожрали богов, помогавших Шиве в его битве с привратником. В любом случае, Парвати вновь обрела покой, когда Шива попросил Вишну найти стражу голову взамен утраченной. Сообщается, что Вишну принес голову слона, и что когда эту голову установили на шею привратнику, по милости Шивы тот ожил. Шива назначил его предводителем своих воинств и дал ему благословение, по которому отныне тому должна была предлагаться честь первого поклонения. Мы знаем, что Шива признал его своим сыном.