Мекка
Мекка – город в Саудовской Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммада, основателя ислама, главное место паломничества мусульман.
До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей (2 в. н.э.) В 5–6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов.
Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы. Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром.
В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это позволило ей выдвинуться в ведущие города региона.
Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не отвечала меняющимся условиям. В Аравии появились ханифы, отвергавшие поклонение племенным идолам, а также аскеты, соблюдавшие ритуальную чистоту, верившие в единого бога. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с соседними мировыми религиями.
Согласно легенде, Меккой некогда владело племя джурхум, а затем (во время движения южноаравийских племен на север) здесь обосновалось племя хузаа, которых, в свою очередь, вытеснили представители племени Курайш (Корейш). До того, как началась проповедь Мухаммада, курайшиты прочно утвердились в Мекке.
Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходила здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен прекращались набеги и вражда.
Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство Мухаммада, напротив, был бедным).
Наряду с язычниками-курайшитами в городе жили также иудеи и христиане (последние были представлены различными соперничавшими между собой церквями).
С образованием халифата значение Мекки как торгового центра уменьшилось, но ее религиозное значение возросло, особенно благодаря паломничеству. До середины 10 в. вместе с другими городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов. В 929 Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 присоединена к египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935–946) и с тех пор находилась в зависимости от Египта. В 1517 Мекка признала суверенитет турецких султанов, при которых местные правители – шерифы – пользовались значительной самостоятельностью. В 1916 восстание Хусейна ибн Али положило конец турецкому владычеству в Хиджазе. В 1924 Мекка была взята войсками Ибн-Сауда – султаном Неджда. В 1932 вошла в состав королевства Саудовская Аравия.