Фотография

Мекка

<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 01 сен 2007, 14:26

Мекка

Изображение

Мекка – город в Саудовской Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммада, основателя ислама, главное место паломничества мусульман.

До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей (2 в. н.э.) В 5–6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов.

Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы. Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром.

В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это позволило ей выдвинуться в ведущие города региона.

Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не отвечала меняющимся условиям. В Аравии появились ханифы, отвергавшие поклонение племенным идолам, а также аскеты, соблюдавшие ритуальную чистоту, верившие в единого бога. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с соседними мировыми религиями.

Согласно легенде, Меккой некогда владело племя джурхум, а затем (во время движения южноаравийских племен на север) здесь обосновалось племя хузаа, которых, в свою очередь, вытеснили представители племени Курайш (Корейш). До того, как началась проповедь Мухаммада, курайшиты прочно утвердились в Мекке.

Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходила здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен прекращались набеги и вражда.

Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство Мухаммада, напротив, был бедным).

Наряду с язычниками-курайшитами в городе жили также иудеи и христиане (последние были представлены различными соперничавшими между собой церквями).

С образованием халифата значение Мекки как торгового центра уменьшилось, но ее религиозное значение возросло, особенно благодаря паломничеству. До середины 10 в. вместе с другими городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов. В 929 Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 присоединена к египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935–946) и с тех пор находилась в зависимости от Египта. В 1517 Мекка признала суверенитет турецких султанов, при которых местные правители – шерифы – пользовались значительной самостоятельностью. В 1916 восстание Хусейна ибн Али положило конец турецкому владычеству в Хиджазе. В 1924 Мекка была взята войсками Ибн-Сауда – султаном Неджда. В 1932 вошла в состав королевства Саудовская Аравия.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 01 сен 2007, 15:27

Священный город -Мекка - расположен километрах в семидесяти от побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихама. Область Мекки крайне засушлива и совершенно непригодна для земледелия. Однако источник пресной воды - Замзам и расположение на торговых путях сделали это место привлекательным для поселения.
По арабским преданиям, появление в этих пустынных местах обильного водой источника обязано чуду, сотворенному Богом ради праотца Ибрахима и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен.

По возвращении Ибрахима из Египта в Палестину жена его Сарра, которая была неплодна, не надеясь иметь детей, предложила в жены Ибрахиму свою рабыню Хаджар, подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая вскоре Исмаила, возгордилась и стала с презрением относиться к Сарре. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к вражде матерей вскоре присоединились ссоры сыновей. Сарра горько жаловалась Ибрахиму и требовала прогнать Хаджар с ее сыном. Ибрахиму, очень любившему Исмаила, трудно было решиться на это; но Бог приказал ему подчиниться требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию, на самим Богом указанное место и оставил их там. Вскоре запас воды у них кончился. Напрасно Хаджар металась в поисках источника или колодца (по преданию, это по­служило прототипом одного из обрядов мекканского паломничества — сай) — ни малейшего следа воды не было заметно среди безжизненных холмов и раскаленных скал, и мучительная смерть от жажды казалась неизбежной. Отчаявшись, Хаджар удалилась на некоторое расстояние от Исмаила, чтобы не видеть его предсмертных страданий, облегчить которые она была бессильна, а оставленный ею Исмаил заплакал и стал ударять ногою о землю. И — о, чудо! — на этом месте забил источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к сыну (она думала, что на Исмаила напали дикие звери), увидела, что они спасены, — она напоила Исмаила и напилась сама, а чудесный источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду. Такова легенда о происхождении источника Замзам.

Вскоре Хаджар и Исмаил повстречались с племенами джурхумитов, пришедших в эти места из Йемена со стадами овец и верблюдов в поисках воды, и присоединились к ним.
Как сложилась дальнейшая судьба Хаджар — легенды умалчивают. Известно лишь, что, когда она умерла, Исмаил похоронил ее близ того места, где расположен знаменитый храм Кааба. Кто и когда построил Каабу - не известно. Известно лишь, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения мусульманства.

По преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мухаммеда), после смерти Хаджар Ибрахим стал подолгу, иногда по нескольку лет, гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений (по велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника Замзам, где некогда находился храм Адама — первый храм на земле.

По легенде, это место было указано ангелом Джибрилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибрахиму и Исмаилу при строительстве и объяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От него же, очевидно, Ибрахим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, — точная копия того храма, в котором молился Адам.

Кааба ("Дом Бога") представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 м на 12 м, а высота равна 15 м. (Кстати, именно от слова "кааба" происходит слово "куб".) Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим название кисва. Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь эта сделана из чистого золота и весит 286 кг.

Изображение

По легенде, для облегчения строительства Каабы , ангел Джибрил принес Ибрахиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень - Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Находится в нескольких метрах от Каабы и верующие отчетливо видят на нем отпечатки ног своего праотца.

Когда храм был почти готов, Ибрахиму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение происходило правильно. Тут-то ангел Джибрил и принес ему знаменитый Черный камень, который был вделан в северо-восточный угол здания, — этот камень первоначально был ослепительной белизны, но затем быстро почернел от прикосновений грешников.

Черный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане) - по преданиям упал с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. (он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата).

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16.5 на 20 см.

От старшего сына Исмаила заведование Каабой перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III веке нашей эры их вытеснили Бану Хузаа — также южноарабское племя; покидая Мекку, джурхумиты разрушили Каабу и засыпали источник Замзам.

Хузаиты восстановили Каабу. С половины III в. до Р. Хр. Кааба становится пантеоном арабских племен: внутри помещено было до 360 национальных идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. Аднан, один из потомков Исмаила, женился на дочери вождя хузаитов и поселился в Мекке. Праправнук этого исмаилита Фир, по прозвищу Кураиш, стал родоначальником нового племени — курайшитов. Курайшиты, жившие как в самой Мекке, так и в ее окрестностях, постепенно усилились настолько, что через двести лет потомок Фира в седьмом колене Кусай выгнал наполовину истребленное эпидемией чумы племя хузаитов из Мекки. Согласно арабским источникам, курайшиты полностью овладели и городом и храмом около 440—450 года, то есть меньше, чем за 150 лет до рождения Мухаммеда. Среди потомков Кусая, умершего в 480 году, наиболее известен его внук Хашим, прадед Мухаммеда, который овладев Меккой в 630 г., выбросил из Каабы идолов, но почтительно приложился посохом к Эсваду ( Черному камню) и сохранил все обряды хаджа.
<<

Светлана

Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 1669

Зарегистрирован: 29 май 2007, 21:28

Сообщение 11 апр 2008, 22:19

Ключ от ислама на аукционе Sotheby´s
11.04.2008 13:49 | Инопресса
Сделанный в XII веке, он позволяет войти в Каабу, самое священное для мусульман место. Противоречивы слухи о покупателе: некоторые говорят о членах саудовской королевской семьи, другие указывают даже на Усаму бен Ладена. Покупатель, оставшийся неизвестным, заплатил 9 млн фунтов, почти 13 млн евро.

Если бы существовала дверь в рай Аллаха, то с его помощью можно было бы ее открыть. Здесь, внизу, на земле, он открывает самый близкий для мусульман путь на небеса: он открывает Каабу, иными словами – кубическое сооружение, о чем говорит ее название. Кааба находится в самом священном месте ислама, в центре Мекки, и хранит Черный камень, благодаря которому последователи Мохаммеда считают ее первым храмом, посвященным культу единобожия: этот камень был спущен Богом непосредственно из рая. Этот железный ключ сделан в XII веке, его длина составляет 35 см, ручка покрыта истершимися от времени символами и надписями на арабском, отпирающая часть ключа выполнена в виде болта. И этот ключ был продан с аукциона Sotheby´s в Лондоне за рекордную сумму в 9,2 млн фунтов стерлингов, около 13 млн евро. Продавец и покупатель остались неизвестными. И это не единственная тайна в этой истории.

Следы этого ключа, как и многих реликвий, теряются в истории. О его существовании не было известно до тех пор, пока Sotheby´s не сообщил о том, что выставит его на аукцион вместе с другими относящимися к исламу произведениями искусства и артефактами. После того, как ключ изучили специалисты аукционного дома, они установили, что ключ был сделан в период с 1179 по 1180 год, иными словами, это второй по древности ключ из 58 дубликатов. Другие ключи выставлены в музеях Ближнего Востока и Европы.

Этот экземпляр тайно и ревностно хранился у частного коллекционера в Ливане: неизвестно, как ключ попал к нему. Его духовная ценность, если не брать в расчет его денежной стоимости, огромна. Ключ от Каабы считается главным символом религиозной власти. Вот что на нем написано: "Это то, что было выковано для служителя Бога, во время царствования нашего господина Имама Джафара аль-Мунтасира Абуль Аббаса 575, сына Имама аль-Муктади Абу". На аукционе сложилась весьма напряженная обстановка. Отправная цена, 400-500 тысяч фунтов, к концу торгов была превышена в 18 раз. Было достаточно много желающих приобрести эту редчайшую вещь во что бы то ни стало. По неофициальным данным, ставшим известными здесь в Лондоне, купил эту реликвию какой-то принц-миллиардер из саудовской королевской семьи, иными словами, выходец из страны, где находится Мекка и священный куб, который и можно открыть этим ключом. Некоторые выдвигают предположение, что на самом деле владельцем ключа стал не кто иной, как Усама бен Ладен.

Вне всякого сомнения, притягательность ключа – в слившихся воедино истории, религии, духовной власти и векового владычества: этот предмет является чем-то сверхъестественным и магическим, и ощущения его обладателя не идут ни в какое сравнение с удовольствием от покупки произведения искусства или дорогого украшения.

На аукционе Sotheby´s были выставлены и многие другие очень ценные предметы, относящиеся к исламскому искусству. Всего было представлено 405 лотов, за которые было получено свыше 21 млн фунтов стерлингов, около 27 млн евро. Успех был такой же, как на аукционе, посвященном предметам исламского искусства, в эти же дни проходившем в аукционном доме Christie´s в Лондоне, где одна страница копии Корана VII века была продана за 2,4 млн фунтов, более 3,5 млн евро. Но именно о ключе от Каабы писала Times и другие британские издания.

Чаще всего ключ – это просто ключ, обычный предмет, не имеющий особого значения: это относится и к тому ключу, которым каждое утро на рассвете в Иерусалиме мусульманин открывает ворота Священной гробницы. На протяжении веков мужчины этой семьи совершают эту церемонию, и должность передается от отца к сыну. Но ключ к Каабе – совсем другое дело. И это прекрасно осознает тот, кто сегодня хранит у себя этот ключ.

Энрико Франческини

La Repubblica

Вернуться в Сахаджа-Йога и ислам.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group.
Designed by ST Software
Русская поддержка phpBB