- Её полное имя, Куан Ши Инь, означает "Та, Кто слышит плачи во всём мире". Она призывается женщинами, которые хотят забеременеть, во время болезни и в пору бедствий. Она та, кто вынашивает ребёнка, создатель, живое сострадание, друг и заступник. Она есть Великая Богиня жизни. Она разбивает цепь перерождений, хранит от опасностей мира, избавляет от нависшей угрозы. Она проникает повсюду, Она есть сама любовь, воплощение красоты и милости.
- Куан Инь является самым популярным и распространённым божеством в китайской религии. Для китайцев, как и для многих корейцев и японцев, Куан Инь есть самое важное божество. Она, как женщина, стоит особняком в китайском пантеизме (почти что одна) и представляет женские качества в китайских религиозных верованиях. Она игнорируется большинством учёных, и лишь немногие на Западе знают, что о Ней сложены великие легенды, и осознают то место, которое Она занимает в сердцах китайцев.
- Куан Инь не признаёт никаких религиозных рамок, Она украшает все даоские храмы, все священные горы и почти все буддистские монастыри. Она почитается в синтоизме и даже в христианстве существует понятие о Ней и Её значимости.
- В посвящённом Ей храме в Макао, даже Будда Шакьямуни/Гаутама Сиддхартха не более чем страж у ворот, его статуя находится у входа в храм, и только проходя дальше, в сердце храма, вы, наконец, оказываетесь в святилище божества, которое превыше всех Будд прошлого, настоящего и будущего - богини Куан Инь.
- Наиболее священным местом поклонения Куан Инь является культурный центр Хангчоу (восточное побережье Китая) и побережье острова Пу То, одна из четырёх священных гор китайского буддизма. Другим важным местом поклонения Богине является монастырь в Хсьянг Шан.
- Вероятно, самым известным бразом является Куан Инь в белом одеянии, исполненная в очень простой, чистой форме и позе; иногда Её правая нога закинута на левую, голова часто покрыта, а мантия ниспадает до стоп. В одной руке Она обычно держит чётки (символ, наличествующий почти у всех форм Куан Инь), в другой руке - сутру (обычно считается, что это Лотосная Сутра) или вазу. Лотосная Сутра символизирует источник Её сил и сострадания, ваза - Её сострадание, изливающееся на весь мир. Часто Она сидит или стоит на цветке лотоса, или же лотос находится у Неё в руке либо где-то поблизости. Лотос, несомненно, является одним из самых важных символов буддизма, означающих состояние свободы из мрачных тенет мира (корень и стебель погружены в мутную воду водоёма, цветок же всегда на поверхности озарён светом).
- Когда в 16 веке китайцы увидели испанских Мадонн, они были убеждены, что это Куан Инь.
- Куан Инь с ивовой веткой является одной из вариаций традиционной формы Куан Инь в белом одеянии и символизирует буддистские добродетели, способность сгибаться под натиском самых яростных ветров и штормов и вновь принимать исходное положение (этот принцип также присутствует в буддизме Махаяны и в Лотосной Сутре). Ива - древний китайский символ женственности и вполне естественно приписывается Куан Инь. Говорят, что демоны не могут находиться рядом с ивой (также ключевой элемент в шаманских практиках).
- Тысячерукая, тысячеглазая Куан Инь олицетворяет всеобъемлющее сострадание к миру, Её постоянную чуткость к страданиям всех существ. Как рассказывает одна история, однажды Куан Инь жила на земле в форме Мяо Шан, королевской дочери, которая излечила болезнь своего отца, пожертвовав обеими своими руками и глазами, и что король повелел сделать статую из своей дочери (иногда можно встретить статую Куан Инь со съемной рукой - думаю, что это из той же истории. - прим. автора рассказа). Что интересно, в китайском языке слово "лишённый" или "недостающий" и слово "тысяча" произносятся практически одинаково, и это может быть божественным примером синхронизма того века.
Другие Её имена: Куан Инь из Южного Океана, Защитница Всего Живого, Вооружённая Куан Инь, Японская Богиня Каннон (В этой книге есть несколько прекрасных изображений Куан Инь: сидящей на лотосе, едящей верхом на льве, плывущей на облаке с луком и стрелами, с большим павлином позади Неё, стоящей недвижимо, вооружённой тысячью орудий, и во всяком обличии у Неё на лбу имеется точка бинди - прим. автора рассказа).
- Призывая Куан Инь, человек соприкасается со светлой, мягкой стороной Божественности. Обратившись за Её помощью, Её руководством, вы услышите мягкую мудрость женщины посреди проповедей Будд и боевых выкриков воинственных божеств. Услышать или узреть Куан Инь - это стать умиротворённым, сбалансированным и таким образом увидеть свою глубину и ограничения.
- Одним из замечательнейших примеров того, каким образом действует Куан Инь, является популярный в Китае роман "Путешествие на запад", написанный в 16-ом веке. В его основу положено реальное путешествие Хсуань Тсанга (596-664), сюжет раскручивается серией удивительных историй и диалогов вокруг той помощи, которую он получает от трёх персонажей с весьма сомнительной репутацией: Обезьяну, Свинью и Сандая. Этот роман является классикой религиозного юмора и приключенческого жанра. Артур Уоллей опубликовал его под названием "Обезьяна" (Мандала, 1989). Здесь представлены выдержки из книги Уоллея, в которых описывается Куан Инь в ретроспективе 16-го века:
Её знание наполняет четыре добродетели,
Её мудрость - суть Её золотого тела,
Её ожерелье из жемчуга и нефрита,
Её браслет из драгоценных каменьев,
Её волосы подобны тёмным тучам, дивные локоны извиваются как драконы,
Её расшитый пояс развевается как крылья феникса в полёте,
Нефритовые пуговицы подобны зелёной морской глади,
Платье соткано из чистого шёлка,
Омыто Небесным Светом;
Брови изогнуты как месяц,
Глаза подобны звёздам.
Сияющее нефритом лицо божественной радости,
Алые губы - брызги цвета.
Небесная роса в Её сосуде переливается через край,
Благодаря чему Её ивовая ветвь достигает полного расцвета
Она освобождает от всех восьми страхов,
Спасает всех живых существ,
Ибо безгранична в своём сострадании.
Её обиталище - гора Тян Шань,
Она живёт в Южном океане.
Она спасает всех страждущих, когда их крики доносятся до Неё.
Она никогда не оставляет без ответа тех, кто молится Ей,
Вечно божественная и удивительная.
____________________________________________________________
Гуаньинь, в китайском буддизме богиня милосердия и сострадания, ипостась мужского образа бодхисатвы Авалокитешвары, известного в Японии как Каннон; она помогала всем земным существам достичь духовного озарения. Гуаньинь — родовспомогательница; иногда ее изображали с ребенком на руках. Однако встречаются ее изображения в виде тысячерукого и тысячеглазого бодхисатвы или девушки с корзиной, наполненной рыбой, верхом на облаке или драконе. Гуаньинь научила людей выращивать рис, который стал питательным, потому что каждое зернышко она наполняла своим молоком. Богиня приходила на помощь, если угроза исходила от воды, демонов, огня или меча. Она, как символ сансары, нескончаемого круга земного существования, стояла на скале посреди бушующих волн и спасала потерпевших кораблекрушение. Согласно другому преданию, Гуаньинь — третья дочь царя Мао Чжума. Она отдалась служению богам вопреки воле отца, который пытался сделать все, чтобы удержать дочь в земном мире. Царь решил убить ослушницу. Однако властитель мертных Яньван увел Гуаньинь в свое подземное царство, где она утешала проклятых и превратила ад в рай. Яньван отпустил Гуаньинь, и она возродилась. Когда отец Гуаньинь заболел, она исцелила его, приготовив пищу из собственной плоти. В благодарность царь приказал изваять статую дочери, и скульптор создал статую тысячерукой и тысячеглазой Гуаньинь. Гуаньинь приписывали способность освобождать заключенных от цепей, лишать змей их яда, а молнию — силы, а также исцелять все болезни. Люди часто помещают изображения популярной богини в своих домах. Праздникам в честь ее рождения и озарения придается большое значение в буддизме.