Фотография

Шри-Янтра.

<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 623

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 31 мар 2009, 22:31

Шри-Янтра.

Изображение

В санскрите слово янтра имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего “поддерживать, удерживать”. Слово “удерживать” означает также “содержать, сохранять” сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: “освобождение от уз”. Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите “инструмент“. Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).
Три стороны или три угла этого треугольника имеют ряд символических значений, связанных с числом 3. Так они означают: Шакти, проявленную в трех Своих аспектах - как воля (иччха), знание (гьяна) и действие (крийа). А также Шакти трех Богов - Брахмы, Вишну н Рудры (Шивы), выполняющих функции творения, сохранения и разрушения вселенной. Другое значение треугольника - это три гуны (саттва, раджас и тамас), представленные как его стороны, в то время как само бинду, находящееся в центре, выше каких-либо гун, или материальных качеств природы (гунатита). Основной треугольник (мула-трикона) означает также три следующих аспекта Шакти-молодую, (Тривидха-бала), прекрасную, (Трипура-сундари) и ужасающую (Трипура-бхайрави). Мула-трикона также выражает собой тройной процесс творения (шршти), поддержания (стхити) и растворения (самхара).
Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы. Всего этих треугольников (йони) в Шри Чакра девять (нава), поэтому Шри Чакра (или Шри Янтра) иногда называют Навайони Чакра. Из этих 9-ти пересекающихся между собой треугольников - пять, направленные вершинами вниз символизируют Шакти, в то время как четыре, направленные вверх - Шиву. На каждой из окружностей, образованных вершинами треугольников, или - между ними, - пребывают различные божества, являющиеся манифестациями Шива-Шакти и ответственные за те или иные функции во вселенной. Они управляют различными элементами, или стихиями и силами вселенной, такими как душа, тело, имя, форма, звук, касание, вкус, запах, ум, разум, эго и т.д., т.п., а также, такими различными силами как привлекательность и отвращение, любовь и ненависть, страсть и гнев и т.д. Все эти божества имеют свои формы, орудия и спутников, символизирующих то или иное состояние, или элемент материальной вселенной, или определенную силу чего-либо.

Поклонение Шри-Янтре распространено в индийской традиции Шри-Видья с самых древнейших времён. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндапада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи. Шанкарачарья - это не только собственное имя великого индийского Учителя, но и титул его преемников в смарта-сампрадайе). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием "Саундарийя-Лахири" . Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклоня лись Шри-Видье. Брат Чайтаньи, извес ный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.
Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется Шри-Янтрой, Шри-Чакрой или Лалита-Чакрой. Правила поклонения шри-янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в "Саундарийя-Лахири" . Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-мате, поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры. Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все на оборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама ("закон развития"), а вторую - самхара-крама ("закон исчезновения"). Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в "Лалита-Сахасранаме" описывается метод построения Шри-Янтры.

Джохари Хариш.
Шри Шакти Янтра.

5 треугольников направленных вниз символизируют Шакти, 4 направленных вверх - Шиву.
Круги символизируют величие Шакти (т.к. не имеют начала и конца), лепестки - развитие, их границы - убежище, которое можно получить на территории Шакти. Центральная точка янтры - лотосные стопы Шри Ади Шакти, которые являются конечной целью искателя Истины.
Из 43 маленьких треугольников 9 символизируют Шакти, 10 - чувства, 5 - дыхание, 5 - элементы, 10 - материю, 4 - случайности (casuals). Четырехугольник - символ Брахмы. 16 лепестков - выполнение желания, благословленных Деви, 8 - спасение от трудностей.
Удовлетворение связывают с 14 треугольниками, отречение и преданность - с 10, защиту от зла - 10 внутренних треугольников, здоровье - 8. Абсолютное знание, совершенство, завершенность и вечное блаженство - центральная точка.
Шакти Янтра символизирует полноту Вселенной и благоприятность и могущественность Божественного Присутствия Ади Шакти, которая инкарнируется как Махаватара для возвращения своих последователей к их Духу.

Обычно Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В "Кама-калавиласе" говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
1. Бинду.
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри-янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.
В "Камакалавиласа-агаме" утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:
- образ космоса (схему его развития и эволюции);
- образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
- образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкуси обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости. Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного "я", эго) и манас (ум, низший разум). Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира. Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахас-рарачакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть "Я" (джива), душа, дух, или атман.

Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарва-анандамайи-чакра, то есть "чакра совершенного блаженства". Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог камы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков. При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду.


Трикон

Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным.

Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса) . Три основных отрезка трикона представляют собой питхи ("обители"), представленные и в человеческом теле:
1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.
Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению "Кама-калавиласы" , между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает "наделяющее всеми силами (сиддхи) ". Медитация на этой чакре приносит могущество.


Аштар

Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - "чакрой, избавляющей от всех недугов". Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Ка-улини. Эту чакру называют также агникхандой, "обителью огня"; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспхутика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара-чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат. Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.


Антардашар

Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, "чакрой, обеспечивающей полную защиту". Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой "пункт управления" пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей. В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности). Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.


Бахирдашар

Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, "чакрой, делающей возможной любое осознание". В санскрите слово артха означает "деньги", а также "смысл". Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Свавимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сундари, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сидцхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, стана, самана, въяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайя и девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха. Медитация на этой чакре помогает чело веку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.


Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатур-Нашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакрa. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамб-шни, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва-Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, сарасвати, ида, питала, сушумна (подробности см. в "Йогашикха-упанишаде") . Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры - и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - "чакра, приносящая удачу".


Аштадала

Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра. Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речъ), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упадана (дарение), упекша (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее "Я").


Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: "чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий". Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Гандхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритьякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакаршини, Амритакаршини и Шариракаришни. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума. Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.


Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, "чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)". К локам относятся физический мир (бхулока) , астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока) . Обычно бхупур считается обителью янтры - местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы) . Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамья (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также "восемь матерей": Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества). С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий.
В отличие от каула-мата, в самайя-ма мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной шри -янтры).
В черно-белом варианте шри-янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз.
Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой, "лунной мандалой". Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

“Саундарья Лахари”, Шри Шанкарачарья.
Шри-Янтра (её называют ещё Шри-Чакрой), посвященная главной богине - Шри, творческой энергии бога Шивы, его Шакти. Ее центр отмечен точкой, называемой “бинду” - капля, семя мира, источник бесконечного. Из точки развивается рисунок янтры, завораживающий повторением подобных, но разновеликих треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало, а пять - вершинами вниз и символизируют Шакти, женское начало. Их совмещение представляет созидательную энергию, порождающую весь сущий мир. Наложенные друг на друга девять главных треугольников образуют 43 малых треугольника. Пересечения линий, особенно густых в центре и разреженных к периферии, создают эффект расширения, дробления, развития, пока углы треугольников не соприкоснутся с окружностью. Можно думать, что в графическом виде здесь представлена общая для индийской традиции теория эволюции Вселенной из единого центра, носящего имя Брахман, в котором все сущее находится в слитом виде, пока некий импульс не дает начало процессу творения. Тогда возникают предметы и живые существа, наделенные собственными качествами и обособленные друг от друга, рождается мир “имен и форм” - “нама-рупа”. Окружность - место индивидуального существования, и путь духовного совершенства рассматривается как движение к центру, к Брахману.
Центральная часть Шри-Янтры окружена двумя поясами с лепестками лотосов по восемь и шестнадцать в каждом. Лепестки указывают на кардинальные точки света, основные и промежуточные. Так лотос сам предстает моделью Вселенной. Внешний контур янтры имеет форму квадрата , усложненную Т-образными выступами на каждой стороне, служащими выходами в трансцендентное пространство.
Последний раз редактировалось Перетятко Олег 21 июн 2012, 00:48, всего редактировалось 2 раз(а).
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 623

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 07 апр 2009, 01:29

Шри Видья - древняя и влиятельная школа шактизма.
Ее основу составляют три проявления Шакти:

1. Богиня Шри (Шри Деви, Лалита Трипурасундари)
2. Ее мантра – (Видья);
3. Ее янтра – (Шри Янтра, Шри Чакра)

Шри Видья - стройное и систематизированное тайное учение, Путь, сочетающий элементы гьяна-йоги (знания), бхакти-йоги (преданности), и крийя-йоги (ритуала), на внешнем (бахир) и внутреннем (антара) уровнях.

В Шакта-тантре Шри Видья упасана считается высшей формой практики.Если упасака (практикующий) начинает должным образом, это будет для него прямым Путем, ведущим его к Единству со Вселенной (или Богом). В Писаниях сказано, что практикующие Шри Видью, возможно, тысячи жизней почитали других божеств, чтоб достичь этого уровня. Говорится также, что получить инициацию в Шри Видью можно только в своем последнем перерождении – или, после осознания своей собственной божественной природы.

В пределах Шри Видья упасаны есть самые различные стадии и уровни практики – от рецитации мантр и сложных ритуалов, до мгновенного самоосознавания. В связи с этим можно упомянуть, что, благая карма предылущих перерождений может привести в Шри Видью даже анадхикари («непригодного»), тогда он, скорее всего, станет бхрашта («отпавшим»), но, в следующем перерождении, он начнет с того момента, где «споткнулся», и достигнет Единения быстрее.

В Шри Видье есть много способов садханы – что-то подходит одним, что-то – другим. То, что будет правильным для конкретного практикующего, зависит не только от его духовного уровня, но и от обстоятельств. Не каждый может себе позволить сложную садхану, изобилующую ритуалами, из-за недостаточной компетентности, отсутствия времени, места и т.п. Основные практики Шри Видьи могут занимать от получаса ежедневно, до целого дня – следуйте своему сердцу, которое подскажет, как лучше для вас.

Главное божество для поклонения – Маха Трипурасундари (Красавица трех миров), передавшая все свои знания (видья) Богине Лакшми. Одно из имен Лакшми – Шри. Отсюда и название традиции – Шри Видья.
После Лакшми было пять Мастеров – Богинь. Затем знания были переданы трем Маха Риши: Богу Хайгриву, Маха Риши Дакшинамурти и Ананда Бхайраве.
Однако наиболее распространенной стала линия Маха Риши Дакшинамурти, одного из воплощений Бога Шивы. После него мастерами были Патанджали, Король Джанака, Шукдев, Гадоупадачарья, Говиндападачарья, Шанкарачарья и другие.
В школе Шри Видья используются очень чистые техники поклонения Божественной матери - в том числе мантра, изучение священных текстов, ньяса, параяна, сахасранам, кавачи и т.п. Всего в Шри-Видья существует более 40 священных текстов, основные – это Шривидьяаднаватантра, Паршурамкальпсутра, Шривидьяратнакар, Маха Трипурасундари Упанишада, Трипурарахасья.
Особенностью практик Шри Видья является то, что они позволяют человеку очень быстро войти в глубочайшие уровни сознания, постичь глубочайшие духовные состояния, а также быстро начать искусно взаимодействовать с окружающим миром и комфортно в нем работать. Посвящение в сакральную науку Шри-Видья получают только немногочисленные преданные ученики. Практики Шри-Видья высоко ценятся духовными искателями, поскольку помимо достижений на духовном уровне они дают достижения на материальном плане. Однако студентом может стать лишь тот, кто достиг достаточного уровня духовного развития. Многие известные святые в Индии практиковали и практикуют Шри Видья.
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 623

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 26 май 2009, 00:20

Божество в образе женщины, часто, намного больше подходит для людей, имеющих, все еще, некоторые человеческие слабости, потому что отношение такого женского божества к ним является отношением матери к ребенку. Такой подход не игнорирует человеческие слабости последователей, и поэтому это божество направляет мирские души, шаг за шагом, к восхождению к более высоким стадиям духовной эволюции. Такое божество не будет оскорблено страстью мирских существ к чувственным удовольствиям. Предоставляя им такие удовольствия, благодаря правильным средствам, это материнское божество несет их – медленно, но уверенно - к более высоким духовным состояниям, и, наконец, ведет их к высшему состоянию совершенного освобождения.

Болджинатх Пандит


Поклонение Деви в форме Шри Видьи бывает двух видов: внутреннее для продвинутых учеников и внешнее для менее развитых учеников. Во внутренней форме поклонения нет ни ритуалов, ни церемоний. Высшее Существо, в аспекте Шивы, соединено с Шакти, и ему поклоняются в различных центрах энергии человеческого тела, или чакрах, или лотосах. Те, кто совершает внутренний способ поклонения, верят в идентичность Шивы и Шакти, в пробуждение Кундалини и её подъём вверх через различные чакры к сахасраре или тысячелепестковому лотосу с помощью поклонения, джапы мантры, где индивидуальная душа соединяется с высшим духом.

Во внешней форме поклонения поклоняются Шри Чакре. Янтра начертана на золотой или иной металлической пластинке. Мантры повторяются с выполнением определённых жестов, поз, колебаний света или арати и распространяя ладан, найведью или различные виды пищи (прасад).

Выше (помимо) Шакти и Шивы существуют различные проявления Пара-Шакти и Сада Шивы. Тело Маха-Шакти или Пара-Шакти состоит из чистой и концентрированной саттвы без каких-либо примесей раджаса и тамаса. Другие Шакти имеют просто перевес саттвы над раджасом и тамасом, а не состоят из чистой саттвы. Следовательно, она является высшей – прототипом Пара-Брахмана.

Существуют следующие виды Шакти: Пара Шакти, Ади Шакти, Иччха Шакти, Крия Шакти, Джнана Шакти, Баля, Трипурасундари, Раджараджешвари, Аннапурна, Гаятри, Савитри, Кундалини и многие другие. Хотя каждая природа даёт особый результат, тем не менее, она может дать также общий результат. Вы можете повторять любое одно из имён Деви. Если вы желаете достичь особых результатов, вы должны призывать Богиню с помощью соответствующего имени.

Подобно тому, как плод спрятан в семени, масло в молоке, мужественность в детстве мальчика, точно так же различные Шакти остаются сокрытыми в человеке, покрыты невежеством. Если вы очистите свой ум и будете практиковать концентрацию и медитацию, все эти силы проявятся.

Высший результат медитации, или Упасаны, заключается в отождествлении, или неразличении с объектом медитации. Медитирующий и объект медитации становятся единым. Почитающий Деви достигает реализации единства с Деви с помощью интенсивной упасаны или поклонения.

"Курма Пурана" говорит следующее: "Вода способна погасить огонь, присутствие Солнца – рассеять тьму, а повторение имён Деви – уничтожить множество грехов в век Кали." "Брахма Пурана" говорит следующее: "Те, кто поклоняются Высшей Шакти регулярно или нерегулярно, не запутаются в самсаре. Нет сомнения в том, что они являются освобождёнными душами."
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 623

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 27 окт 2009, 22:47

Интересны ссылки по теме:
Шри Янтра: медитация

Один из вариантов как чертить Шри Янтру, видео, пошаговое объяснение, на английском:

Making Shri Yantra

http://shriyantra2007.narod.ru/yantra/index.htm
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 623

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 21 июн 2012, 00:54

Ашта-Матрика

В Шривидье есть восемь известных Матрик, которые ассоциируются с такими качествами как кама, кродха, лобха, моха и т.д., т.е. похоть, агрессия, жадность, одурманенность иллюзией и т.д. Восемь Матрик как помогают избавляться от этих качеств, так и сами являются олицетворениями этих качеств. Они связаны с окаймлением Шриянтры, и также с восемью формами Винаяк, каждая из этих Йогинь также связана с той или иной формой Бхайравы. Как и Бхайравы, они охраняют пространство городов, они (Матрики) также охраняют "тайные науки" от недостойных. В общем-то, Винаяки, Матрики, Бхайравы не случайно связаны друг с другом, а также с "бхупуром" (основанием Шриянтры), потому что с него (с них) начинается путь посвященного адепта, несмотря на то, что основание Шриянтры является, с определенной точки зрения, началом.

Они – Шакти восьми Бхайрав, каждая из Матрик управляет еще восемью Матриками, так они образуют восемь чакр из 64 Йогинь и Бхайрав. Они присутствуют в Махашоддха-ньясе, где каждый из восьми Бхайрав соответствует той или иной чакре в тонком теле и каждая из восьми
Матрик тоже.

Подробнее о Матриках и их соответстве различным качествам:

Восток - Брахмани - кама - похоть, распутство, необузданная страсть, разврат;

Юг - Махешвари - кродха - гнев, злоба, ненависть, осознанное желание творить зло, нести вред другим людям;

Запад - Каумари - лобха - жадность;

Север - Вайшнави - моха - очарование, иллюзии, заблуждения;

Юго-Восток - Варахи - мада - эгоизм, гордость, самолюбие;

Юго-Запад - Махендри - матсарья - зависть, ревность;

Северо-Запад - Чамунда - папа - чувство привязанности ко всему мирскому, материальному;

Северо - Восток - Маха Лакшми - (?) - грех нарушения обетов.
<<
Аватара пользователя

Зашёл на огонёк
Зашёл на огонёк

Сообщения: 2

Зарегистрирован: 27 июл 2014, 23:41

Сообщение 10 сен 2014, 16:06

Re: Шри-Янтра.

Текст о Шри Янтре, написанный мной в 2005 г, прочитанный Виктором Евстафьевым на Фестивале в Петербурге "Белые ночи-2005" и напечатанный в газете "Свет Сахаджа Йоги", номер 121.

Шри Матаджи использует изображение Шри Янтры в качестве эмблемы Сахаджа Йоги. Шри Янтра также используется и как символ Сахасрары. Все это говорит о важности понимания смысла Шри Янтры. Это довольно сложный предмет и, естественно, наш рассказ может иметь недостатки, связанные с ограниченностью наших знаний и нашего понимания вопроса.

Янтра вообще - это символическое изображение или форма-образ божественного объекта, понтяия или явления. Если говорить более точно - это символическое изображение энергетической структуры божественного объекта. Янтра ограничивает безграничное, давая ему форму.

Слово "янтра" образовано из двух санскритских слов: "ян" ("ям") - "содержать", "сохранять" (имеется в виду то, что содержит, сохраняет сущность объекта) и "трана" - "освобождение от уз". Таким образом, янтра - это символическое изображение, которое содержит сущность божественного объекта и дает освобождение. В более широком смысле слово "янтра" означает "инструмент", т.е. инструмент для познания объекта.

Существует множество янтр, но самой прославленной и могущественной является Шри Янтра - символическое изображение всего Творения и его
эволюции. она известна как вечная обитель Шри Ади Шакти, поэтому ее иногда называют Шакти Янтрой.

Шри Янтра имеет трехмерную пирамидальную структуру. Вершиной этой пирамиды является Парабинду (Высшее Бинду) - точка контакта между Создателем и Творением. Изображение Шри Янтры является проекцией этой пирамиды на плоскость. Вершина пирамиды находится в центре данного изображения.

Существуют два основных варианта Шри Янтры. Они отличаются, главным образом, направлением вершины маленького треугольника, расположенного вокруг Парабинду. Этот треугольник называется основным или коренным. Если его вершина направлена вниз, то данная Шри Янтра символизирует процесс творения, т.е. нисхождение Единого Высшего Сознания от высших планов к низшим, вплоть до материального плана. Этому процессу соответствует движение от вершины пирамиды к ее основанию или на плоском рисунке - от центра к периферии. Если вершина коренного треугольника направлена вверх, то Шри Янтра символизирует обратный процесс свертывания Творения к Единому Высшему Сознанию. Это есть движение от основания пирамиды к ее вершине или на плоском рисунке - от периферии к центру.

Шри Янтра состоит из различных геометрических фигур (точка, треугольники, окружности, квадрат), имеющих определенное символическое значение. Квадрат - символ Брахмы, символ завершенности, олицетворяет силу земли и смый нижний план Творения. Врата, расположенные по сторонам квадрата, ориентируют Шри Янтру по сторонам света и как бы отделяют внешнее материальное пространство от внутреннего сакрального пространства Шри Янтры. Круги, не имеющие ни начала, ни конца, символизируют бесконечность, абсолютную гармонию и величие Ади Шакти. Границы, образованные лепестками лотоса, означают убежище, которое можно получить на территории Шри Ади Шакти. Любой треугольник символизирует тройственность, которая охватывает все уровни и все аспекты Творения, например, три формы Шри Ади Шакти, три гуны, три энергетических канала у человека и т.д. Треугольник, обращенный
вершиной вниз, олицетворяет женское, творящее начало, а треугольник, обращенный вершиной вверх - мужское начало.
Мне нравится3 сен 2014 в 16:57|Редактировать|Удалить|Ответить

В центре Шри Янтры, как уже говорилось, находится Парабинду - точка, которая символизирует Непроявленный Абсолют, единство Шри Шивы и Шри Шакти. Она является семенем Вселенной, пребывающем вне времени и пространства. Все фигуры Шри Янтры развертываются из центра вовне по следующему принципу: чем дальше они удалены от центральной точки, тем более плотные материальные субстании или силы они представляют. Таким образом, Шри Янтра есть проявление Высшего Сознания на его различных уровнях. Высшее Бинду, стремясь проявиться в процессе творения, становится коренным треугольником, три вершины которого символизируют динамичную Шакти, статичного Шиву и Их двоих в неразделенном состоянии.

Центральная часть Шри Янтры образована девятью большими треугольниками: пять, обращенных вершинами вниз, наложены на четыре, обращенных вершинами вверх. Треугольники, обращенные вверх, символизируют Шри Шиву и стремление к Божественному. Треугольники, обращенные вниз - Шри шакти и направленную вниз ответную Милость Бога. Как можно видеть, женское, творящее начало не скомпенсировано, оно преобладает над мужским.

В результате пересечения девяти больших треугольников образуются 43 малых треугольника, которые включают центральный (коренной) треугольник, группу из 8 треугольников, две группы по 10 треугольников и группу из 14 треугольников.

Между чакрами и элементами Шри Янтры есть соответствие. Парабинду соответствует Сахасраре, центральный (коренной) треугольник - Агии, группа из 8 треугольников - Вишудди, группа из 10 внутренних треугольников - Анахате, 10 внешних треугольников - наби, 14 треугольников - Свадистану и колько из 8 лепестков лотоса - Муладхаре.

Таким образом, Шри Янтра есть копия Творения и одновременно схема его эволюции. Она в символическом виде содержит все: от Абсолюта до человека, от Вселенной до мельчайшего атома.

Одновременно Шри Янтра символизирует благоприятность и могущественность Божественного Присутствия Шри Ади Шакти Шри Матаджи Нирмала Деви и различные стадии ее проявления. Центральная точка Шри Янтры есть лотосные Стопы Шри Матаджи Нирмала Деви, которые являются конечной целью искателя Истины и которые есть абсолютное знание, совершенство, завершенность и вечное блаженство. Из Ее Божественных Стоп возникло это творение, отображением которого является Шри Янтра.

https://vk.com/topic-40802369_27953242?offset=20

Вернуться в Сахаджа-Йога и индуизм.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group.
Designed by ST Software
Русская поддержка phpBB