Фотография

Древнерусский календарь.

<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 622

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 13 май 2009, 23:14

Древнерусский календарь.

Древнерусский календарь или Коляды дар основан на природных закономерностях и законах Вселенной и является как практическим руководством, согласно которому строится вся жизнь человека, так и достаточно мощным инструментом познания мира, духовного развития. Календарь тесно связан с астрологией, астрономией и другими науками, а также показывает, в какое время и как именно божественные силы действуют в нашем мире. Поэтому изучение древних календарей является очень интересной темой для исследований.

Рассмотрим для начала основные принцыпы построения годового цикла. Он основан на четырёх основных узловых точках:

1. Точка зимнего солнцестояния;
2. Точка летнего солнцестояния;
3. Точка весеннего равноденствия;
4. Точка осеннего равноденствия.

Годовой цикл графически представляется в форме ромба, разделённого двумя линиями на четыре меньших ромба:
Изображение
Этот символ традиционно является символом Макоши и является одним из вариантов всем так хорошо известной свастики. Сразу можно заметить аналогию с четырьмя лепестками Муладхары, лежащими в основе как нашей тонкой системы, так и в основе других аспектов мироздания. Соответственно каждый из меньших ромбов также можно таким же образом разделить на четыре части, при этом образуется уже 16 частей (по аналогии с 16 лепестками Вишуддхи или 16 Нитья-Шакти - Богинями, управляющими временем в ведической традиции). Но об этом позже.

Все четыре точки издревле имели как сакральное, так и чисто астрономическое значение. Поскольку фиксация их наблюдательным путём не вызвала затруднений, то они являлись надёжным мерилом годового круга (ромба), как совокупности четырёх равных частей.

Определение значения каждой из четырёх указанных точек лежит в плоскости этимологии.

Максимальная власть зимы приходится на ночь с 21-го на 22-е декабря. Этот день в русском языке имеет рекло8 «Корочун», то есть наречён Корочуном. В этот день сила зимы проявлена максимально. И собственно именно это время называется «Зима».

Этимология слова «зима» восходит к русскому глаголу ЗИЯТЬ (ср. има – имать), букв. раскрывать рот, растворять, расширять зев, пасть. В этом зеве всё сгинет: «люди на лес не зинут, лес не сгинет» (русск. поговорка) [Даль В., 1902], «зияла бездна под ногами». Зи «это», указательное местоимение, личный артикль, равный англ. «The», ма «имать, иметь, содержать внутри себя».

То есть зима – это время, когда Солнце Ра поглощено зияющей бездной.

Зима обнаруживает этимологические параллели в jima, жима, нажим, сжимать, яма и т.д. В контексте календаря сравните мифы и сказки о чудище, поедающем солнце.

Таким образом, термин «зима» в русском языке обозначает яму, съевшую, прячущую солнце. Геометрически положение зимы на изображении календаря напоминает яму.

Минимальная власть зимы и максимальная власть лета приходится на ночь с 21-го на 22-е июня. Этот день в русском языке имеет рекло «Купало». Этимология слова «купало» уходит корнями в общеностратическую глубину и обозначает «купол», то есть верх. Средний род указывает на обобщённость понятия.

Этимология термина «лето» связана с положением солнца – с его максимальной точкой полёта. Солнце – летает. Высоко в небе. Термин «лето» обозначает летающее высоко солнце, то есть максимальную точку полёта, взлёта.

Две оставшиеся точки календаря – осень и весна – приходятся на те дни, в которые ночь и день равны по продолжительности. При этом слово «весна» происходит от русского «подвес, весень, вешать, висеть», то есть весна – это точка подвеса оси. Слово «осень» обозначает точку опоры оси. Обе точки формируют ось, вокруг которой вращается календарь.

В русском календаре ось располагается горизонтально. Это вызвано тем, что лето и зима сопоставляются соответственно с явным (лето) и навьим (зима) миром. Явный мир располагается вверх от поверхности земли. Навий – вниз. Две точки перехода – из явного в навий и из навьего в явный миры – располагаются горизонтально вровень с поверхностью земли. В современной геометрии ось времени, если она единственная на чертеже, также располагается горизонтально, а синусоидальная функция изображается вдоль неё.

Общий вид системы ось (весна-осень) и верх-лето и низ-зима подобен русской ножной прялке, известной издревле в деревнях. В механизме этого устройства наматывающий элемент – шпулька – располагается так, что его вращение происходит вокруг горизонтальной оси.

Прялка – это инструмент Мокоши, с помощью которого она прядёт нити судьбы. Всего нитей две. Первая – нить Доли, Правды. Это – живая вода. Вторая – нить Недоли, Кривды. Это – мёртвая вода.

Указанные параллели верха и низа, будучи перенесёнными на почву русской семьи, означают мужскую и женскую ипостаси, соответственно. Муж – верх. Жена – низ. Семья – ось, вокруг которой вращаются жизнь и чаянья как мужа, так и жены. Основа русской семьи – дети. Каждый ребёнок, будучи рождённым условно бесполым, с течением времени вырастает в продолжателя рода – либо в мужчину-мужа, либо в женщину-жену.

Исторически сложилось так, что мужчина и женщина имеют различные участки ведения в совместном хозяйстве. Мужчине доставалась более тяжёлая работа охотника, воина, который проявляет активное начало, нападает, берёт, отнимает, завоёвывает и т.д. Женщине – доставалась пассивная доля: собирательство, нахождение кореньев и плодов, ожидание и т.п.

С течением времени специализации мужа и жены настолько разошлись, что практически перестали иметь между собой зоны преткновения. Так возникла граница между полами и так возникла граница между сторонами быта, обеспечивающимися этими полами. Из этой ситуации родилось понятие дуализма, единства и борьбы противоположностей, диалектика и т.п.

Как продукт такой борьбы двух начал, возникает третья сущность – это ребёнок (мужем и женой), это продукт (мука между двух жерновов), это результат любого действа, любого процесса.

Напомним, русская богиня Макошь представлена не двоичной сущностью – Доля + Недоля, – а троичной: Доля, Макошь, Недоля. Если Доля обозначает понятие добра, положительного, взлёта, торжества жизни, то Недоля отображает понятие зла, отрицательного, падения, торжества смерти. Сама же Макошь в этой троице занимает центральное положение. Она – абсолютно нейтральна. Она – смесь доли и недоли. Она – месево, миксер, мешанина, масло, микс и т.п. Она – ось между добром и злом, между взлётом и падением, между положительным и отрицательным. Семантически такое предназначение Макоши отражается в символе косы: лишь тремя прядями которой возможно её создать – смешать. Троичная сущность Макоши - это не что иное, как три основных аспекта Ади-Шакти: Махалакшми, Махасарвсвати и Махакали.

В календаре, по ходу его годового цикла такая троичность реализуется в том, что три потока праздников, хотя и разделены между собой, но составляют три тесно переплетённых последовательности.

Первый поток праздников формируется мужскими потребностями. Это праздники, касающиеся война, пахаря, охотника, добытчика, пастуха, оплодотворителя. Второй поток праздников формируется нуждами женской доли. Это праздники, касающиеся защиты, собирательства, утилизации, приготовления пищи, заботы о стаде (дойке, стрижке и т.д.), рождения потомства. Третий поток праздников касается самого потомства: его рождения, его взросления и перехода во взрослый режим.

Вернёмся к рассмотрению геометрии календаря. Ромб, символизирующий годовой круг, разделён двумя взаимно перпендикулярными осями на четыре равные части. При пересечении рамки ромба с осями получаются четыре точки. Пересекающиеся между собой оси дают ещё одну точку. И ещё четыре точки дают вершины ромба.

Таким образом, получаем ромб, состоящий из четырёх равных ромбов меньшего размера, и в этой конструкции всего насчитывается 9 вершин (узлов).

Следует отметить, что «9» – личное число русской богини Макоши. В ведической традиции - это число Бхагавати, 9 форм Богини Дурги, 9 основных частей Шри-Янтры.

При этом выраженная через свастический символ, полученная геометрическая структура приводит нас к делению годового календаря на 12. Рассматривая четырёхчастный ромб, как совокупность четырёх малых ромбов, и постулируя, что общие грани малых ромбов принимаются к рассмотрению только в составе одного из них, обнаруживаем, что суммарное число сторон малых ромбов составляет 12.

Каждый из малых ромбов геометрически подобен большому ромбу и имеет три фазы: восхождение, максимум и нисхождение. Что соответствует трём гунам материальной природы в ведической традиции и также связано с тремя основными энергиями Ади-Шакти.

Эти фазы и явились прототипами деления каждого времени года на три месяца.

Так, например, на Руси лето начинается в мае (пролетье), достигает своего апогея в июне (купало) и идёт на спад в июле. В каждом малом ромбе три фазы одинаково закономерны для трёх представителей семьи, что в итоге опять даёт нам число Макоши – 9 (3 × 3).

Названия 12 месяцев в древнерусском календаре:

Сечень (январь) — время вырубки леса;
Лютый (февраль) — лютые морозы;
Березозол (март) — существует несколько толкований:
начинает цвести берёза, брали сок у берёз, жгли берёзу на уголь;
Цветень (апрель) — цветение садов;
Травень (май) — зеленеет трава;
Червень (июнь) — краснеют вишни;
Липец или Липень (июль) — цветение липы;
Серпень (август) — время жатвы;
Вересень (сентябрь) — цветение вереска;
Листопад (октябрь) — опадание листьев у деревьев;
Грудень (ноябрь) — от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге;
Студень (декабрь) — студёно, холодно.

Следующий этап деления по принципу подобия (фрактальный) затрагивает каждый из малых ромбов: последний делится на четыре равных части – ещё меньших ромбов, три свободных стороны которых позволяют делить месяц на три равные части – декады.


Индоевропейская основа *deket имеет значение «две пятёрки» и отражена в русском слове ДЕСНИЦА «правая рука», также ст.-слав. деснъ δεξιος, болг. десен м., десна ж., сербохорв. дèсан, десна, словен. désen, ж. désna. Родственно лит. dêšinas «правый», нареч. dešinai «ловко; направо», dešinyÿs, dešiné «правая рука», др.-инд. dáksinas «дельный, ловкий, правый, южный», авест. dašina- «правый», греч. δεξος, δεξιτερος, лат. dexter, ирл. dess «правый, южный», сюда же лат. decet «подобает» и т.д. А запечатлённое в названии нескольких русских рек слово «десна» отражает (эвфемизм) не только правостороннюю ориентацию, но и левостороннюю – Десна левый приток Днепра, Десна левый приток Южного Буга и др.

Таким образом, слова ДЕСЯТЬ и ДЕКАДА обозначают упорядочение и ведение счёта, кратно десням (рукам, то есть пальцам на руке). В Древней Руси такое деление являлось окончательным и далее время не делилось – отсюда русск. неделя (букв, неделимая).

Применительно к делению времени «у некоторых народов было распространено деление времени как на пятидневные, так и десятидневные недели. Таковы, например, десятидневные недели (декады) древних египтян; позже декады существовали в календаре Великой французской революции» [БСЭ].

В древности и на Руси была пятидневная неделя – недаром остался третий день от начала называться средой. Отсюда взял своё начало термин «пятница», буквально «пятый день». Дни назывались «понедельник», «вторник», среда», четверг», «пятница». Названия дней обозначают номера следования дней. При пятидневной декадной системе счисления дней каждый пятый день являлся базарным днём, посвящённым Макоше.

* * *

Итого мы получили следующую структуру деления годового времени – солнечный календарь:
1 год делится на 4 части – 4 времена года;
каждое время года делится на 3 части – по 3 месяца в каждом 1 времени года – всего 12 месяцев;
каждый месяц делится на 3 части – по 3 декады в каждом 1 месяце – всего 36 десятидневных декад.

В итоге получился календарь со следующим делением и группировками дней:

[(10 дн. × 3 дек./мес.) × 3 мес./вр.года] × 4 вр.года = 360 дней в году.


Чтобы компенсировать ошибку в 5 – 6 дней, в Древней Руси была введена система святок – несколько дней, следующих сразу после ключевого праздника (корочун, комоедицы, купало и радогощ). Зимние святки называются колядками. Весенние – масленицей. Летние – русалиями. Осенние – бабье лето.

* * *

Другая ступень фрагментации касается деления месяца не на три недели по десять дней, а на четыре по семь. В этом случае подобно делению года на четыре времени года месяц делился на четыре части. Каждая неделя геометрическим способом делится так, что внешние «усы» полученной «ветвящейся» свастики все вместе в пределах одной недели составляют семь штук. И таким образом, неделю действительно невозможно разделить на более мелкие временные категории, поскольку число 7 простое число, то есть не делится ни на какое другое число.

В этом случае получаем календарь со следующим делением и группировками дней – лунный календарь:

{[(1 дн. × 7 дн./нед.) × на 4 нед./мес.] × на 3 мес./вр.года} × на 4 вр.года = 336 дней.

Этот календарь соответствует лунному циклу, равному примерно 28 дням.

Разницу в 29 – 30 дней компенсировали тем же способом – четверо святок в году протяжённостью по 7 – 8 дней каждые.

* * *

Нельзя сказать, что более древним был лунный календарь, как наиболее удобный для подсчёта времени более мелкими промежутками. Становление обоих календарей происходило одновременно. В частности, уже на стоянке Сунгирь во Владимире (30 тыс. до н.э.) для формирования своего календаря проторусы использовали и солнечные, и лунные циклы.

Жизнедеятельность мужчины не зависела от Луны, но зависела от Солнца. Особенно с возникновением на Руси земледелия – 8 – 7 тыс. до н.э. Все полевые работы и работы по приусадебному хозяйству проводились мужчиной в светлое время суток, а, следовательно, по солнцу.

В противоположность, в женской жизнедеятельности особое место отводилось Луне, как определительнице менструального цикла, примерно равного лунному. Отсюда и счёт женских праздников – по лунному календарю.

В наше время древнерусский календарь дважды претерпел серьёзные изменения:

1700 год. Указом Петра I (от 15 декабря 1699) в 1700 в России были введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Указом предписывалось день после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» считать 1 января 1700 от «рождества Христова».

1918 год. После Великой Октябрьской социалистической революции декретом СНК РСФСР (от 24 января 1918) введён григорианский календарь, в соответствии с которым осуществлена поправка в 13 суток (разница между старым и новым стилями в 13 суток сохранится и в XXI в., а в XXII в. возрастёт до 14 суток.) и после 31 января 1918 года считалось не 1, а 14 февраля (Старый новый год!!!).

Оригинальный текст статьи:
http://www.dazzle.ru/spec/rr-holidays4.shtml#1
При добавлении комментариев и необходимых дополнений также использованы материалы:
http://www.iralebedeva.ru/astra1.html
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 622

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 07 июл 2009, 21:56

Древнерусский календарь и астрология

Описанные выше 4 основные точки движения Солнца связаны с Зодиаком, который используется в астрологии. Путь Солнца на фоне созвездий называется эклиптикой. А эклиптика проходит через созвездия, которые в по-гречески называются зодиакальными. Вот эти созвездия: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион и Стрелец. В древнеиндийской ведической астрологии эти же знаки имеют названия на санскрите, но в переводе точно соответствуют греческим.

Зодиак начинается с Овна - именно в нем около 2 тысяч лет назад находилась точка весеннего равноденствия (точка пересечения эклиптики с небесным экватором). Традиция начинать счет со знака Овна осталась до наших дней, хотя вследствие прецессии - медленного (25 920 лет) конусообразного движения земной оси - теперь Солнце в день весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб (в современной западной астрологии). В древнеиндийской ведической астрологии учитывается поправка на прецессию (Айянамса), которую необходимо вычитать и следовательно
именно эта астрологическая система является действительно точной.
В современной западной астрологии про эту поправку забыли, отсюда и неточности.
Приближаясь к линии небесного экватора, Солнце пересекает его около 21 марта, и переходит с южного небесного полушария в северное. Эта дата считается началом астрономической весны. В этот день празднуется Комоедица (Масленница), после которого день становится длиннее ночи, Морана-Зима отступает и приходит настоящая Весна, новый год начинается...
22 июня, находясь в созвездии Близнецов, Солнце имеет наибольшую высоту над горизонтом. В северном полушарии этот день самый длинный в году, а ночь самая короткая. Несколько дней подряд Солнце как будто стоит на одном месте, поэтому эти дни называют днями летнего солнцестояния, это самые жаркие дни в году. Как раз на эти дни приходятся Купальские празднества. Купальская ночь - это самая волшебная ночь в году, так как солнышко практически не покидает землю. Неделя перед этим днём - самая благоприятная для сбора большинства лечебных трав, а также зачатия самого сильного и здорового потомства. В это время вся природа находится на пике торжества жизни, всё вокруг цветёт и радуется. А после дни начинают укорачиваться, жизнь постепенно начинает готовится к новой зиме, идёт на убыль.
23 сентября, находясь в созвездии Девы, Солнце пересекает точку осеннего равноденствия, начинается астрономическая осень. День продолжает уменьшаться, а ночь – увеличиваться. Это праздники, называемые Радунницы - день осеннего равноденствия, праздники урожая и почитания Предков.
В декабре Солнце вступает в созвездие Стрельца. Около даты 22 декабря Солнце несколько дней поднимается на наименьшую высоту над горизонтом. Это дни около 22 декабря называют днями зимнего солнцестояния. В северном полушарии Земли наступают самые короткие дни, и самые длинные ночи в году. 22 декабря считается началом астрономической зимы. После 22 декабря Солнце хоть «на птичий скок», а высоту прибавляет. Для людей это божественное чудо – победа света над тьмой. Поэтому в эти дни отмечается Коляда - это самый короткий день и самая длинная ночь. В предпразничную неделю Морана с Карачуном набирает наибольшую силу и лютость. А после Коляды день постепенно начинает удлинняться, нарождается новое солнышко, которое, набирая силу, дарит людям и всему живому возрождение, надежду на возвращение тепла и света.

Вернуться в Сахаджа-Йога и древнерусская традиция.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group.
Designed by ST Software
Русская поддержка phpBB