Гуру Нанак.
День рождения Гуру Нанака традиционно отмечается в полнолуние месяца Картик, что обычно приходится на ноябрь. В Индии все важные дни рождения и Пуджи расчитывают по лунному календарю, поэтому они плавают по отношению к западному - солнечному календарю.
Он учил абсолютному единству Бога. Все есть Бог, все зависит от желания Бога, потому что Дух и материя, в конце концов, не антагонисты. Дух - единственная реальность, а материя есть форма Духа.
"Меня, барда, не занятого работой, Господь с самого начала взял на свою службу. Он дал мне приказ день и ночь петь Ему хвалу. Мастер призвал менестреля к Своему Дворцу Истины. Он одел меня в одеяния Его истинного почитания и восхваления. С тех пор Имя Истины стало моей амброзией. Те, кто следуя рекомендации Гуру, едят эту пищу, чтобы удовлетворить себя, получают мир. Распевая гимны Гуру, Я, певец, распространяю славу Господа. Я, Нанак, молясь Истинному Имени, получил абсолютного Господа". -- Гуру Нанак, Паури
Предчувствие Его рождения
В индусском эпосе в Ригведе Мандала 7, Уш 5, Мантра 5, Гуру Нанак и клан, которому он принадлежит, описан так: " Чтобы проповедовать религиозные пути, позволяющие заслужить хорошую карму, проявится Гуру Нанак из клана Вейтхис" .
В Бхавишья Пуране также есть места, где пришествие Гуру Нанака упоминается прямо.
"В Кали Югу, когда добродетель в мире вырождается, появится Пророк по имени Нанак из клана Бейтхи, который с рождения будет наделен необыкновенной духовной силой. Он будет проповедовать благородство жизни и уничтожение греховности".
"Для всех пророков, Брахмы, Вишну и Шиваджи учителем является сам Бог Всемогущий. Именно сам Творец проявит себя как человек в форме одного из них по имени Нанак".
Кроме того, детально описана миссия Нанака и работа, которую он будет выполнять. Кажется, что это исходит от самого Бога.
"Кали Юга начнется на земле с радикального проявления разрушения Кармы и Дхармы до такой степени, что каждая ситуация будет окрашена греховными делами. В такой горестный момент Творец пошлет духовное светило в форме Нанаки из клана Кхатрия. Он будет распространять весть Наама, Силу Святой жизни, отдавая предпочтение медитации и таким образом смывая греховные пути водой любви".
В Вишну Пуране записан диалог между Вишну и риши Умбриком. Сказано, что Вишну должен был проинформировать Умбрика, что в Кали Югу он снова примет рождение. Тогда риши спросил, когда это случится и какое имя будет носить Вишну. Тот ответил, что это произойдет, когда Кали Юга продлится 4500 лет, и что он родится в клане Шатрия Соорадж Банси, под именем Нанак. "Шри Нанак снова появится в мире среди прочих инкарнаций; это наверняка, это наверняка, это наверняка" .
Шри Гуру Нанак Дев, основатель Сикхизма, принял свое рождение во времена, когда мир погрузился в темноту невежества, феодальной тирании и угнетения, религиозной и культурной борьбы. Божественная музыка звучала в небесах. Так сонм всемогущих богов приветствовал Его рождение, Бог пришел, чтобы спасти беспокойный мир людей. Он пришел, чтобы проповедовать братство и гуманность независимо от каст, вероисповедания, цвета кожи или экономического статуса. Он принес видение человеколюбия обществу, которое было местом насилия и борьбы. Он верил в человеколюбие. Для него любовь Бога подразумевала любовь к его созданиям. Служение человеколюбию означало любовь к Богу. Подобно многим Первозданным Мастерам, рождение Гуру Нанаки сопровождалось сверхъестественными знаками и божественной музыкой. Он провел свое детство в свободе природы, но очень скоро проявил исключительную тягу к медитации и изоляции, отказу от компании сверстников.
Жизнь Гуру Нанаки Дева должна была служить сигнальным огнем для его эпохи. Он был великим провидцем, святым и мистиком. Он был плодовитым поэтом и уникальным певцом, восхваляющим Бога. Пророк мира, любви, истины и возрождения. Гуру Нанак Дев всю свою жизнь служил мостом между двумя берегами реки единства.
Его жизнь (1469 - 1539)
Гуру Нанак, основатель религии сикхов, родился 15 апреля 1469 года в деревне Талванди Западного Пенджаба. Он родился в простой семье индусов. Его отец Метха Кальян Дас был бухгалтером у местных мусульманских властей.
Гуру Нанак, бесценная жемчужина, сияющая звезда, божественный свет, сиял среди сверстников с самого детства. Его мудрые вопросы и духовные познания удивляли всех тех, кто общался с ним дома и в школе. Когда его отправили в школу, Гуру Нанака сказал учителю: "Преподайте мне только один большой урок жизни. Расскажите мне о Творце и о чуде этого Великого Мира". Он ставил в тупик школьных учителей своими вопросами. Но, к полному изумлению учителей, Гуру Нанака получил знания Санскрита, персидского и местного языков. (Мальчик сначала обучался в индийской школе пенжабской грамоте, потом в мусульманской школе он изучал персидский).
С раннего детства у Гуру Нанаки были друзья среди индусских и мусульманских детей. Ему было интересно узнать смысл жизни. В возрасте 6 лет его отправили к учителю деревенской школы, чтобы изучать математику и научиться читать и писать на Хинди.
Потом он занимался изучением мусульманской литературы, а также учил арабский языки. В возрасте 10 лет Гуру Нанак, согласно старому индусскому обычаю должен был пройти обряд священной нити. На церемонии присутствовали члены семьи и друзья. Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, к разочарованию семьи, Гуру Нанак отказался принять священную хлопковую нить из рук священника-индуса. Он пропел следующую поэму:
"Пусть сострадание будет хлопком, удовлетворенность - нитью, воздержание - узлом, а истина - сучением. О священник, если у тебя есть такая нить, то дай ее мне. Она не износится, не испачкается, не сгорит, не потеряется, - говорит Нанак,- благословлены те, кто носит такую нить".
Отец Гуру Нанаки подумывал о том, как бы привлечь его к делу. Он дал ему несколько серебряных монет, чтобы тот принес из города что-нибудь, что можно было бы с выгодой продать в Талванде. По дороге туда Гуру Нанака встретился с бедствующими святыми и потратил деньги, чтобы накормить и одеть их. Он вернулся домой с пустыми руками. Отец пришел в ярость, когда сын сказал ему, что он заключил "Истинную сделку".
Юношей Гуру Нанака пас коров своей семьи и мог проводить многие часы в медитации и религиозных разговорах со святыми индусами и мусульманами, жившими в лесах, окружающих деревню. Думая, что семейные узы вызовут у Гуру Нанака интерес к делам семьи, отец нашел для него подходящую пару.
В возрасте 18 лет (1487) он женился на Салакхани - дочери набожного купца. Гуру Нанака не противился женитьбе, так как чувствовал, что это не противоречит духовным поискам. Он был счастлив в браке, любил жену, со временем у него родилось два сына Шри Чанд в 1494 и Лакшми Чанд в 1496. В это же время несколько лет он находился на службе Пенджаба. 1496 год стал годом духовного перерождения для Нанаки. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Он больше не был тем, кем был раньше, в его глазах был божественный свет и его лицо было великолепным. Он оставался в трансе и ничего не говорил. Он бросил работу и раздал беднякам все, что у него было. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина.
Вначале он прочитал стих, известный сейчас как "Мул Мантра" - первозданная Мантра, которая появляется в начале каждой главы в Священном Писании Сикхов. Это одно из самых понятных определений Бога и одна из самых могущественных мантр во всем мире.
"Тот, кто есть Истина, и только он Вездесущая, Вечная Суть Реальности. Творец, Вездесущий и Всемогущий, Непознаваемый (бесстрашный). Существующий до начала и после конца. Вне времени, пространства и формы (и неприязни). Не вовлеченный в цикл рождений и смертей, Самопроявляющийся. Любящий, полный сострадания, проливающий свет (реализуемый посредством милосердия через полное подчинение его воле).
Затем он сказал: "Нет ни мусульман, ни индусов". Даулат Кхан спросил, что он имеет в виду, затем, он сказал Гуру Нанаке: "Возможно индусы больше не индусы, но мусульмане остаются преданными своей вере".
Гуру Нанак ответил: "Пусть благосклонность Бога будет мечетью, преданность - ковриком для молитв. Пусть Коран будет хорошим проводником. Пусть скромность будет состраданием, хорошие манеры - постом, вы должны быть такими мусульманами. Пусть добрые дела будут вашей Каабой, а истина - вашим наставником. Ваша Калма будет вашим кредо и молитвой, тогда Бог отстоит вашу честь".
Великое странствие
В 1499 году Гуру Нанаке было 30 лет. Следующая стадия его жизни началась с экстенсивных путешествий, цель которых - распространить весть Бога. В сопровождении Марданы (мусульманского музыканта, играющего на рабабе) Гуру Нанак предпринял длинное путешествие. Чтобы распространить свое учение, он путешествовал по Индии и дальше на восток, запад и север. Куда бы он не приходил, он обустраивал небольшую обитель, называемую манджис, где его последователи могли собираться вместе, чтобы петь гимны и медитировать.
Однажды, когда Гуру Нанака пришел в маленький город Сайдпур в западном Пенджабе, он решил остановиться у Лало, плотника из низшей касты. В то же самое время глава города Малик Бхаго, достаточно богатый и очень гордый человек, проводил праздник, на который были приглашены все святые люди. Когда Малик Бхаго выяснил, что Гуру Нанак не был на его празднике, а вместо этого принял участие в простой трапезе своего хозяина Лало, он был так зол, что потребовал привести Гуру на допрос.
Когда Гуру Нанака спросили, почему он не присоединился к трапезе, Гуру послал за едой, которую подавали у Малика Бхаго и за простой едой, которую ели у Лало. Держа пищу в разных руках, он сжал ее, кровь появилась в еде Малика Бхаго, а из простой еды Лало выступило молоко. Малик Бхаго был посрамлен и понял, что его богатство было нажито эксплуатацией бедных, в то время как подношение Лало было молоком, заработанным тяжелым честным трудом.
Длительные странствия дали Гуру Нанак Деву тонкое видение человеческих характеров и, соответственно, позволили ему впечатляюще и эффектно убеждать людей в своей божественной миссии. Его привлекательный рационализм привносил удивительную трансформацию в жизнь и характеры всех тех, кто входил с ним в контакт. Однажды в Лахоре к Гуру Нанаке пришел Дани Чанд - богатый Кхатрий, стяжатель, ростовщик, эксперт в вопросах, касающихся денег. Протягивая ему иглу, Гуру сказал: "Дани Чанг, возьми ее с собой, вернешь ее мне в следующем мире". "Удивительно", - ответил Дани Чанг, "Учитель, я не смогу взять эту иглу с собой после смерти, как же я верну ее тебе?" Гуру сказал: "Дани Чанг, тогда какая польза тебе от миллионов?" Эти слова перевернули все в душе Дани Чанга и он стал последователем Гуру Нанака Дева. Следуя совету Гуру он раздал свое богатство беднякам и нуждающимся.
В Салтанпуре, Квази сильно возражал против высказывания Гуру Нанаки, что нет мусульман и индусов. Он пригласил Гуру Нанака в мечеть, чтобы совершить Намаз.
Когда Кноб, Набат Квази и другие молились, Гуру просто стоял. Это рассердило Квази еще больше, но он удивился, когда Гуру сказал ему, что хотя тот физически отдался Намазу, его сердце следило за жеребцом, которого сегодня утром родила его кобыла. Набат в сердце своем путешествовал по Кабулу с мужчинами, занимающимися торговлей лошадьми. Гуру Нанак сказал им, что истинное поклонение - это дело сердца, а не формальный ритуализм. Согласно Гуру Нанаке "не может быть поклонения без хороших дел".
После того, как Гуру Нанака посетил Тибет и озеро Мансаровер, он прошел через Лех и Ладак. Есть легенда, что в этом районе обитал демон, терроризировавший животных и людей. Все думали, что он ежедневно пожирает либо животное, либо человека. Когда Гуру добрался до этого места, все были убеждены в его всемогуществе и умоляли его спасти их от этого террора. Гуру Нанак согласился. Он и его ученики пошли к месту под названием Нимму и расположились там. В середине Киртана демон вышел вперед, но был отражен глубоким духовным сиянием, исходящим из лица Гуру. Демон был зол. Поскольку он не мог подойти близко к Гуру Нанак Деву, он начал с расстояния швырять в него камни и глыбы. Однако, ни одна из них не смогла поранить Гуру.
Гуру Нанак противостоял любому различию между людьми. Он открыто заявлял, что благоразумный характер более, чем благородное происхождение, является истинной проверкой величия человека: "Какую силу имеет каста? Проверяется праведность. Кто хоть однажды попробует яд, умрет независимо от касты". Гуру Нанак также говорил о необходимости поднять статус простых женщин и угнетенных элементов общества из низших каст. Он полностью симпатизировал так называемым угнетенным людям. Беспощадно критиковал тех, кто был ответственен за плачевное положение угнетенных и отстаивал их права. Гуру Нанак Дев возносил статус женщины, говоря: "Это женщиной, считающейся никчемной, мы зачаты, и это ею мы рождены; с женщиной мы обручаемся и на женщине мы женимся. Женщина является нашей жизнью, нашим самым большим другом, это она сопровождает нас по жизненному пути и это ее мы ищем снова, когда теряем жену. Благодаря женщине мы устанавливаем наши социальные узы. Тогда почему же мы поносим ту, которая родила и царей и великих людей?"
Когда заканчивался сезон лагерей, во время сезона дождей, в городе, к Гуру постоянно приходило несколько последователей. Один из них по дороге к Гуру встретился с проституткой и был очарован ею. В последующие дни, когда он покидал дом под тем предлогом, что собирается навестить Гуру, он на самом деле посещал проститутку. Спустя несколько дней его друг, ежедневно приходивший к Гуру, чтобы выразить свое почтение, укололся шипом, а его сосед, посещавший проститутку, нашел на улице золотую монету. Этот случай взбесил последователя Гуру, того, кто посещал его ежедневно. Он упомянул об этом во время утренней молитвы, Гуру Нанака услышал и удивился. Он сказал Сикху: "Твоему другу было предопределено найти сокровище, но из-за его дьявольского поведения сокровище свелось к одной монете. Тебе же из-за твоей прошлой кармы суждено было быть посаженным на кол, но ты изменил себя и получил всего лишь укол шипом".
Когда Гуру посещал Курукшетру в Харьяне, на священных берегах проходила большая ярмарка в честь солнечного затмения. Было много паломников со всей страны. Прибыв на ярмарку, Гуру Нанак и Мардана сварили себе мясо оленя, подаренного им одним из последователей. Обнаружив, что в святой праздник было сварено мясо, огромная злая толпа собралась в гневе напасть на Гуру, ведь по их мнению было совершено святотатство. Выслушав разъяренную толпу, Гуру Нанак ответил: "Только глупцы спорят, есть мясо или нет. Они не понимают истину и не медитируют на нее. Кто может сказать, что есть мясо и что есть растение? Кто знает, в чем состоит грех - быть вегетарианцем или невегетарианцем?"
Когда Гуру Нанак остановился в Хардваре - паломническом центре на реке Ганге, он нашел там много паломников. Они совершали ритуальное омовение в священной реке и предлагали воду солнцу. Когда Гуру спросил: "Почему вы бросаете воду таким образом", - пилигримы ответили, что они предлагают ее своим предкам. Тогда Гуру Нанак начал бросать воду в противоположном направлении, на запад. Пилигримы спросили его, что он делает, Гуру Нанак ответил: "Я посылаю воду на мою ферму, там засуха". Они сказали: "Как же вода доберется до твоих посевов, ведь они так далеко". Гуру Нанак ответил: "Если ваша вода может добраться до ваших предков в районе солнца, почему же моя вода не может долететь до моих полей, которые гораздо ближе?" Паломники поняли свою глупость и упали к стопам Гуру.
Путешествуя на восток, Гуру Нанак посетил Горакхмата, где обсуждал истинное значение аскетизма с несколькими йогами.
"Аскетизм лежит не в аскетичной одежде или в путешествии пешком или в пепле. Аскетизм не состоит в ношении серьги или в бритой голове, и не в том, чтобы дуть в раковину.
Аскетизм - это остаться чистым, прибывая в нечистотах. Аскетизм не просто слова. Аскет тот, кто одинаково обращается со всеми.
Аскетизм это не посещение мест захоронения, не бродяжничество, не купание в местах паломничества. Аскетизм - остаться чистым среди нечистот".
После первого длительного путешествия, после 12 лет, в течении которых он распространял свою весть, Гуру Нанака вернулся домой. Потом он отправился в свое второе путешествие, на юг, вплоть до Шри Ланки. Вернувшись на север, он на западных берегах реки Рави нашел поселение, известное как Картапур (выше Бога). Здесь он будет жить в старости. В Картапуре он встретил молодого человека по имени Баба Будха (почитаемый старик), который впоследствии будет служить пятерым последующим Гуру. Во время третьего большого путешествия Гуру Нанак ходил на север вплоть до Тибета. Когда Гуру Нанак путешествовал, он всегда носил одежду, в которой отражался стиль, свойственный святым индусам и святым мусульманам и его всегда спрашивали, кто он мусульманин или индус.
В Айодхе Гуру Нанак посетил шейха Ибрагима - мусульманского последователя Бабы Фарида - великого Суфиского дервиша двенадцатого века.
Когда Ибрагим спросил, какая из двух религий является истинным путем к Богу, Гуру Нанак ответил:
"Если есть один Бог, то есть только один путь к нему, другого нет. Нужно идти по этому пути и отклонять остальные. Поклоняйтесь не тому, кто родился, чтобы умереть, а Тому, кто вечен и пребывает во всей Вселенной".
Во время своего четвертого в жизни путешествия Гуру Нанак оделся в голубой наряд мусульманского пилигрима, пошел на запад и посетил Мекку, Медину и Багдад. Приехав в Мекку, Гуру Нанак лег спать, при этом его стопы оказались направленными в сторону священной Каабы. Когда ночью сторож, делая ночной обход, увидел это, он толкнул Гуру и спросил: "Как ты осмелился направить ноги в сторону дома Бога?"
Гуру Нанак проснулся и сказал: "Добрый человек, я устал после долгого путешествия. Пожалуйста, поверни мои ноги в том направлении, где нет Бога".
Когда паломники и святые, находящиеся там, собрались, чтобы послушать Гуру Нанака и задать ему вопросы, он запел на персидском языке.
"Я умоляю, тебя, Господи, услышь мою молитву. Ты истинный, великий, милосердный и безошибочный Творец. Я знаю наверняка, этот мир должен погибнуть. Смерть должна прийти, я знаю это и ничего более. Ни жена, ни сын, ни отец, ни братья не смогут помочь. Я в конечном счете должен уйти, никто не сможет отвратить то, что мне суждено. Я провел дни и ночи в суете, созерцая зло. Никогда я не думал о добре, вот каков я. Я родился под несчастливой звездой, скупой, безответственный, недальновидный и грубый. Но, говорит Нанак, я твой, я пыль на стопах твоих слуг".
Будучи в Багдаде, в противовес взглядам мусульманских священников, утверждавших, что есть только семь высших и столько же низших религий, Гуру Нанак пропел свою собственную молитву, в которой говорилось: "Есть миры и еще больше миров ниже их и есть сотни тысяч небес над ними. Никто не может найти пределы и границы Бога. Если бы была какая-либо количественная оценка Бога, то простой смертный мог бы написать то же самое. Но Бог бесконечен, а смертный умирает, пока пишет. Нанак говорил, что Бога следует называть великим, и сам Бог знает себя самого".
В 1914 году в Багдаде была найдена капсула со следующей записью: "Этот монумент восстановлен с помощью семи святых в память о великом Гуру, святом Баба Нанаке, короле святых". Дата на капсуле - 1520-1521 гг. н.э.
На обратном пути домой он остановился в Сайдпуре в Западном Пенджабе, было это во время вторжения первого из Маголов - императора Бабара. Видя, какую резню устоили завоеватели, Мардана спросил Гуру Нанака, почему так много невинных людей погибло наравне с теми, кто был виновен. Гуру Нанак попросил Мардану подождать под деревом баньян пока он не вернется, чтобы ответить на вопрос.
Когда Мардана сидел под деревом, его неожиданно укусил муравей. В гневе Мардана убил столько муравьев, сколько попало под его ногу. Гуру Нанак сказал ему: "Сейчас ты знаешь, Мардана, почему невинные страдают наравне с виноватыми".
Маголы посадили Гуру Нанака и Мардану в тюрьму. Там Гуру Нанак пел божественные гимны о том, как бессмысленно убивают захватчики Маголы невинных людей. Услышав, тюремщик сообщил об этом своему королю. Бабар послал за Гуру и слушая его понял, что Гуру Нанак - великая религиозная фигура. Он попросил Гуру простить его, освободил и предложил ему сумку с гашишем. Гуру Нанак отказался, сказав, что он уже опьянен любовью к Богу.
Проведя всю жизнь в путешествиях за границу, учреждая везде свои миссии, на старости лет Гуру Нанак вернулся в Пенджаб. Он обосновался со своей женой и сыновьями в Картхапуре. Паломники издалека и из ближайших мест приходили, чтобы послушать гимны и проповеди Мастера. Здесь его последователи собирались утром и вечером на религиозную службу. Он верил в бескастовое общество без половых различий, а также различий, основанных на происхождении и религии. Он учредил в Сикхизме общественные столовые, называемые лангар. Здесь все могли вместе есть общую еду, независимо от того, кем они являются королями или нищими.
Однажды в 1532 году, когда Гуру Нанак работал в поле, к нему подошел новый его приверженец. Он сказал: "Я Лехна". Гуру Нанак взглянул на него и ответил: "Вот ты и пришел, Лехна-кредитор. Я ждал тебя все эти дни. Я должен вернуть тебе долг" ("Лехна" означает на Пенджаби долг или кредитор). Лехна был великим приверженцем индусской богини Дурги. Однажды, услышав о Гуру Нанаке и его учении, он решил посетить и увидеть Гуру сам. Как только Лехна встретился с Гуру Нанакой, он отказался от своих предыдущих верований и стал пылким учеником Гуру. Преданность Лехны Гуру Нанаке была абсолютной, когда он не работал на ферме, он посвящал все свое свободное время созерцанию Бога. Со временем он стал самым преданным учеником Гуру Нанаки. Гуру Нанак подвергал своих последователей испытаниям, чтобы увидеть, кто из них самых верный. Однажды Он в сопровождении Лехны и двух сыновей натолкнулся на нечто, похожее на труп, покрытый простыней. "Кто хочет это съесть?" спросил неожиданно Гуру Нанак. Сыновья отказались, думая, что отец не в своем уме. Лехна же согласился. Когда он откинул простынь, под нею оказалось блюдо со священной едой. Лехна вначале предложил ее Гуру Нанаке и его сыновьям, а потом уже взял себе то, что осталось. На это Гуру Нанак сказал: "Лехна, в знак благословения дана была тебе эта священная пища, потому что ты можешь поделиться ею с другими. Если люди используют богатство, посланное им Богом, только для себя, или берегут его, то оно похоже на труп. Но если они делятся им с другими, оно становится священной едой. Ты познал тайну. Ты подобен мне".
Гуру Нанак благословил Лехну своей рукой и дал ему новое имя Ангад, означающее "ты часть моего тела". Гуру Нанак положил пять монет и кокосовый орех перед Гуру Ангадом, а потом поклонился ему. Он поставил на лоб Ангаду шафрановую метку Бахи Будхи, собрал своих последователей и предложил Ангаду занять место Гуру. Так Гуру Ангад был объявлен приемником Гуру Нанаки. Был близок его конец, индусы говорили: "Мы кремируем тебя", мусульмане говорили: "Мы похороним тебя".
[Гуру Нанак сказал]: "Положите цветы по обе стороны от меня. Индусы справа, а мусульмане слева. Чьи цветы завтра окажутся свежими, так и действуйте".
Наступил день неизбежного хода событий. Гуру готовился уйти из мира смертных и вернуться в свой Вечный Дом. Он обратился к ученикам, собравшимся вокруг него.
"Пришел назначенный час.
Час заключения брака и союза с Божественной невестой.
Собирайтесь, мои товарищи:
Встаньте вокруг меня, пойте радостно.
Пойте молитву Божественному Утешителю Господу.
Помазайте невесту
Налейте масло на ее лоб
Дайте ей ваши благословения
Молитесь, чтобы она могла встретить своего Господа
И он будет счастлив с ней в течение долгих лет.
Пойте, мои друзья, молитвы Супругу,
Поскольку час назначенной встречи наступил".
Потом Он попросил их молиться, лег и укрыл себя простыней. Так, 22 сентября 1539 года рано утром Гуру Нанак слился с вечным светом Творца. Когда последователи подняли простынь, они не нашли ничего, кроме цветов, все они были свежими. Индусы взяли свои и кремировали их, мусульмане взяли свои и похоронили их.
Так, распространяя слова реформы всю свою жизнь, Гуру Нанак успешно бросил вызов, ответил существующим религиозным временщикам и заложил основы Сикхизма.