Индийская музыка и её влияние на тонкую систему человека.
Веды составлялись в виде стихотворных гимнов. Музыка делала запоминание Вед очень легким. Все ведические тексты могли произноситься речитативом на трех нотах или распеваться гимнами на семи нотах. В послеведийский период мелодии Вед получили дальнейшее развитие, которое закончилось формированием теории раги. Рага – это мелодическая система, которая развивается импровизационно и в данный момент, но согласно правилам и композиции. В раге взаимодействие звуков с энергетикой человека играет ведущую роль. Каждая рага обладает необходимыми свойствами: тоны должны входить в определенный звукоряд, звуки должны следовать в определенном порядке с особым выделением надлежащих тонов, и каждая рага должна иметь характерные для неё мелодические фразы. Раги исполняются под ритмический аккомпанемент. Ритмическая единица в индийской музыке называется «Тала», т.е. подошва или ладонь. Тала имеет свою метрику. Очень быстрый темп равен времени удара по барабану, быстрый – одному удару и взмаху руки, медленный – одному удару и счету на пальцах от 2 до 8. Существует 35 комбинаций тала от самого медленного до самого быстрого темпа. В Индии существует более 300 раг, которые создают практически все варианты движения пробужденной Кундалини, которую на Руси называли «Рекой Жизни», и говорили так: «От зарода до Коло Рода Родника струится Жизни река». Каждое индийское музыкальное произведение исполняется для получения определенного энергетического результата. Если у человека Кундалини не пробуждена, то вся работа проводится пранами, которые не могут полностью отработать всю программу раги. В случае же пробужденной Кундалини, возможно достижение максимального эффекта от медитации на рагу. Это может быть усиленная проработка каких-либо чакр и каналов, пробуждение и раскрытие Духа в человеке, а затем и его подъём из сердца в Сахасрара чакрам и его объёдинение с Щри Сада Щивой. В конце раги обычно на человека изливается божественная благодать, которая нисходящим потоком Щри Ади Щактихи наполняет его блаженством, истиной, знанием и любовью. Чем более чистым и развитым инструментом станет человек в руках Бога Всемогущего, тем легче Богу будет играть с помощью Кундалини божественные мелодии и тем больше человек будет получать энергий и благословений, которые он сможет передавать другим людям, пробуждая в них Кундалини и связывая их с Божественным миром
Небольшое дополнение: санскритское слово "рага" происходит от корня «раньдж» – окрашивать и означает “страсть, цвет и привязанность”. Традиционно этот термин подразумевает интенсивность одного "цвета" или "расы" - эмоционального состояния, которое должен быть создан исполнителем, чтобы “наполнить краской сердца людей” и создать необходимое состояние у слушателей. В Сахаджа йоге мы знаем, что в раге важно не столько эмоциональное состояние, сколько энергетическая конструкция и работа в ней Кундалини.
Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты.
Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал.
Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари, канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи.
Картина раги, её конструкция и развитие, представленные музыкантом, являются результатом усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве. Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в звуке и музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.
Разделение раг по времени суток существует только в северо-индийской традиции Хиндустани. В Индии сутки делятся на 8 частей по 3 часа каждая.
Время Рага
06-09 Ahir Bhairav
06-09 Bairagi Bhairav
06-09 Bhairav
06-09 Bhairav-Bahar
06-09 Nat Bhairav
06-09 Bilawal
06-09 Alahiya Bilawal
06-09 Shoodh Bilawal
06-09 Shookla Bilawal
06-09 Devgiri Bilawal
06-09 Kukubh Bilawal
06-09 Bhairavi (любое время)
06-09 Bhoopali Todi
06-09 Bibhas
06-09 Bilaskhani Todi
06-09 Ganakari
06-09 Gunakri
06-09 Hindol
06-09 Jogiya
06-09 Ramkali
06-09 Vibhas
09-12 Asa Bhairav
09-12 Asavari
09-12 Deshkar
09-12 Desi
09-12 Gurjari Todi
09-12 Jahnpuri
09-12 Komal Te Asaravi
09-12 Madhyamad Sarang
09-12 Malgunji
09-12 Miya - Ki Todi
09-12 Sindh Bhairavi
09-12 Sughrai
09-12 Sur Malkhar
09-12 Todi
12-15 Bhimpalasi
12-15 Brindabani Sarang
12-15 Dhanashri
12-15 Gaud Saarang
12-15 Gour Saarang
12-15 Hindoli Sarang
12-15 Madhuvanti
12-15 Miya - Ki Sarang
12-15 Patdeep
12-15 Pilu
12-15 Samant Sarang
12-15 Shuddh Sarang
12-15 Shuddha Sarang
12-15 Shush Sarang
12-15 Suha
15-18 Marwa
15-18 Multani
15-18 Pat Manjari
15-18 Poorvi
15-18 Puriya
15-18 Puriya Dhanashri
15-18 Shri
15-18 Triveni
18-21 Bhoopali
18-21 Bhupali Megh
18-21 Chhayanat
18-21 Desh
18-21 Gauri Kalyan
18-21 Gorakh Kalyan
18-21 Hamir
18-21 Hansdhwani
18-21 Kamod
18-21 Kedar
18-21 Malashri
18-21 Mand
18-21 Mishra Piloo
18-21 Pahadi
18-21 Pahadi Jinjihoti
18-21 Purya Dhanashri
18-21 Rajyam Kalyan
18-21 Sindhura
18-21 Sham Kalyan
18-21 Shuddh Kalyan
18-21 Yamah
18-21 Yaman
18-21 Yaman Kalyan
21-24 Bihag
21-24 Bihagda
21-24 Bhinna Shadja
21-24 Chandra Kauns
21-24 Darbari
21-24 Desh
21-24 Durga
21-24 Gara
21-24 Gaud Malhar
21-24 Gorakh Kalyan
21-24 Jaijaiwanti
21-24 Jhinjhoti
21-24 Kalavati
21-24 Khamaj
21-24 Malhar
21-24 Malkauns Pancham
21-24 Maluha Kedar
21-24 Maru Bihag
21-24 Nand
21-24 Pat Bihag
21-24 Rageshri
21-24 Rageshvari
21-24 Shankara
21-24 Shivranjani
21-24 Tilak Kamod
21-24 Tilang
21-24 Bageshvari (полночь)
21-24 Kafi
21-24 Miya Malhar (полночь)
00-03 Adana (полночь)
00-03 Bageshri
00-03 Bahar
00-03 Darbari Kanada
00-03 Kaunsi Kanada
00-03 Kaushik Kanada
00-03 Kaushik Ranjani
00-03 Kausi Kanhra
00-03 Malkauns
00-03 Nayaki Kanada
00-03 Shahana Kanada
03-06 Basant
03-06 Bhankar
03-06 Bhatiyar
03-06 Kalingada
03-06 Lalit
03-06 Paraj
03-06 Sohni
-- Dhani
-- Basant Mukhari
-- Chandani Kedar
-- Charukeshi
-- JanaSammohini
-- Kirwani
-- Vrindavani Sarang
Индийская музыка применяет 7 главных тонов, соответствующих европейской семиступенной гамме. Обозначаются они начальным слогом санскритского наименования: са (шадджа или шараджа) - соответствует до первой октавы, ри (ришабха) - ре, га (гандхара) - ми, ма (мадхьяма) - фа, па (паньчама) - соль, дха (дхаявата) - ля, ни (нишада) - си.
Помимо главных тонов, имеются звуки, производные от основных. Минимальным расстоянием между двумя ступенями лада является интервал немногим более 1/4 тона. Благодаря этому октава делится на 22 неравных интервала - шрути (от слова "слышать, различать"), каждый из которых может быть исходным пунктом для новой гаммы.
В Индии различают 6 основных и большое количество побочных гамм, построенных по принципу сочетания нижнего и верхнего тетрахордов.
Из большого числа ладов наиболее широкое распространение получили 10 основных (кальян, билавал, кхамадж, бхайрава, пурва, марва, кафи, асавари, бхайрави и тоди), объединённых под общим названием тхат.
Каждая paгa состоит из вади - главного звука, самавади - второго по значению звука, анувади - группы подчинённых звуков и вивади - диссонирующего звука. Иногда они называются соответственно "правитель", "министр", "помощники" и "враг".
Раги могут вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: шрингара - любовь, хасья - веселье, каруна - печаль, вира - героизм, бибхатса - отвращение, рудра - гнев, бхаянока - страх, адбхута - удивление, шанта - успокоение.
http://vkontakte.ru/topic-18910146_23120906
Небольшое дополнение: санскритское слово "рага" происходит от корня «раньдж» – окрашивать и означает “страсть, цвет и привязанность”. Традиционно этот термин подразумевает интенсивность одного "цвета" или "расы" - эмоционального состояния, которое должен быть создан исполнителем, чтобы “наполнить краской сердца людей” и создать необходимое состояние у слушателей. В Сахаджа йоге мы знаем, что в раге важно не столько эмоциональное состояние, сколько энергетическая конструкция и работа в ней Кундалини.
Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты.
Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал.
Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари, канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи.
Картина раги, её конструкция и развитие, представленные музыкантом, являются результатом усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве. Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в звуке и музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.
Разделение раг по времени суток существует только в северо-индийской традиции Хиндустани. В Индии сутки делятся на 8 частей по 3 часа каждая.
Время Рага
06-09 Ahir Bhairav
06-09 Bairagi Bhairav
06-09 Bhairav
06-09 Bhairav-Bahar
06-09 Nat Bhairav
06-09 Bilawal
06-09 Alahiya Bilawal
06-09 Shoodh Bilawal
06-09 Shookla Bilawal
06-09 Devgiri Bilawal
06-09 Kukubh Bilawal
06-09 Bhairavi (любое время)
06-09 Bhoopali Todi
06-09 Bibhas
06-09 Bilaskhani Todi
06-09 Ganakari
06-09 Gunakri
06-09 Hindol
06-09 Jogiya
06-09 Ramkali
06-09 Vibhas
09-12 Asa Bhairav
09-12 Asavari
09-12 Deshkar
09-12 Desi
09-12 Gurjari Todi
09-12 Jahnpuri
09-12 Komal Te Asaravi
09-12 Madhyamad Sarang
09-12 Malgunji
09-12 Miya - Ki Todi
09-12 Sindh Bhairavi
09-12 Sughrai
09-12 Sur Malkhar
09-12 Todi
12-15 Bhimpalasi
12-15 Brindabani Sarang
12-15 Dhanashri
12-15 Gaud Saarang
12-15 Gour Saarang
12-15 Hindoli Sarang
12-15 Madhuvanti
12-15 Miya - Ki Sarang
12-15 Patdeep
12-15 Pilu
12-15 Samant Sarang
12-15 Shuddh Sarang
12-15 Shuddha Sarang
12-15 Shush Sarang
12-15 Suha
15-18 Marwa
15-18 Multani
15-18 Pat Manjari
15-18 Poorvi
15-18 Puriya
15-18 Puriya Dhanashri
15-18 Shri
15-18 Triveni
18-21 Bhoopali
18-21 Bhupali Megh
18-21 Chhayanat
18-21 Desh
18-21 Gauri Kalyan
18-21 Gorakh Kalyan
18-21 Hamir
18-21 Hansdhwani
18-21 Kamod
18-21 Kedar
18-21 Malashri
18-21 Mand
18-21 Mishra Piloo
18-21 Pahadi
18-21 Pahadi Jinjihoti
18-21 Purya Dhanashri
18-21 Rajyam Kalyan
18-21 Sindhura
18-21 Sham Kalyan
18-21 Shuddh Kalyan
18-21 Yamah
18-21 Yaman
18-21 Yaman Kalyan
21-24 Bihag
21-24 Bihagda
21-24 Bhinna Shadja
21-24 Chandra Kauns
21-24 Darbari
21-24 Desh
21-24 Durga
21-24 Gara
21-24 Gaud Malhar
21-24 Gorakh Kalyan
21-24 Jaijaiwanti
21-24 Jhinjhoti
21-24 Kalavati
21-24 Khamaj
21-24 Malhar
21-24 Malkauns Pancham
21-24 Maluha Kedar
21-24 Maru Bihag
21-24 Nand
21-24 Pat Bihag
21-24 Rageshri
21-24 Rageshvari
21-24 Shankara
21-24 Shivranjani
21-24 Tilak Kamod
21-24 Tilang
21-24 Bageshvari (полночь)
21-24 Kafi
21-24 Miya Malhar (полночь)
00-03 Adana (полночь)
00-03 Bageshri
00-03 Bahar
00-03 Darbari Kanada
00-03 Kaunsi Kanada
00-03 Kaushik Kanada
00-03 Kaushik Ranjani
00-03 Kausi Kanhra
00-03 Malkauns
00-03 Nayaki Kanada
00-03 Shahana Kanada
03-06 Basant
03-06 Bhankar
03-06 Bhatiyar
03-06 Kalingada
03-06 Lalit
03-06 Paraj
03-06 Sohni
-- Dhani
-- Basant Mukhari
-- Chandani Kedar
-- Charukeshi
-- JanaSammohini
-- Kirwani
-- Vrindavani Sarang
Индийская музыка применяет 7 главных тонов, соответствующих европейской семиступенной гамме. Обозначаются они начальным слогом санскритского наименования: са (шадджа или шараджа) - соответствует до первой октавы, ри (ришабха) - ре, га (гандхара) - ми, ма (мадхьяма) - фа, па (паньчама) - соль, дха (дхаявата) - ля, ни (нишада) - си.
Помимо главных тонов, имеются звуки, производные от основных. Минимальным расстоянием между двумя ступенями лада является интервал немногим более 1/4 тона. Благодаря этому октава делится на 22 неравных интервала - шрути (от слова "слышать, различать"), каждый из которых может быть исходным пунктом для новой гаммы.
В Индии различают 6 основных и большое количество побочных гамм, построенных по принципу сочетания нижнего и верхнего тетрахордов.
Из большого числа ладов наиболее широкое распространение получили 10 основных (кальян, билавал, кхамадж, бхайрава, пурва, марва, кафи, асавари, бхайрави и тоди), объединённых под общим названием тхат.
Каждая paгa состоит из вади - главного звука, самавади - второго по значению звука, анувади - группы подчинённых звуков и вивади - диссонирующего звука. Иногда они называются соответственно "правитель", "министр", "помощники" и "враг".
Раги могут вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: шрингара - любовь, хасья - веселье, каруна - печаль, вира - героизм, бибхатса - отвращение, рудра - гнев, бхаянока - страх, адбхута - удивление, шанта - успокоение.
http://vkontakte.ru/topic-18910146_23120906