Фотография

Индийская музыка и её влияние на тонкую систему человека.

<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 622

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 08 сен 2010, 22:47

Индийская музыка и её влияние на тонкую систему человека.

Веды составлялись в виде стихотворных гимнов. Музыка делала запоминание Вед очень легким. Все ведические тексты могли произноситься речитативом на трех нотах или распеваться гимнами на семи нотах. В послеведийский период мелодии Вед получили дальнейшее развитие, которое закончилось формированием теории раги. Рага – это мелодическая система, которая развивается импровизационно и в данный момент, но согласно правилам и композиции. В раге взаимодействие звуков с энергетикой человека играет ведущую роль. Каждая рага обладает необходимыми свойствами: тоны должны входить в определенный звукоряд, звуки должны следовать в определенном порядке с особым выделением надлежащих тонов, и каждая рага должна иметь характерные для неё мелодические фразы. Раги исполняются под ритмический аккомпанемент. Ритмическая единица в индийской музыке называется «Тала», т.е. подошва или ладонь. Тала имеет свою метрику. Очень быстрый темп равен времени удара по барабану, быстрый – одному удару и взмаху руки, медленный – одному удару и счету на пальцах от 2 до 8. Существует 35 комбинаций тала от самого медленного до самого быстрого темпа. В Индии существует более 300 раг, которые создают практически все варианты движения пробужденной Кундалини, которую на Руси называли «Рекой Жизни», и говорили так: «От зарода до Коло Рода Родника струится Жизни река». Каждое индийское музыкальное произведение исполняется для получения определенного энергетического результата. Если у человека Кундалини не пробуждена, то вся работа проводится пранами, которые не могут полностью отработать всю программу раги. В случае же пробужденной Кундалини, возможно достижение максимального эффекта от медитации на рагу. Это может быть усиленная проработка каких-либо чакр и каналов, пробуждение и раскрытие Духа в человеке, а затем и его подъём из сердца в Сахасрара чакрам и его объёдинение с Щри Сада Щивой. В конце раги обычно на человека изливается божественная благодать, которая нисходящим потоком Щри Ади Щактихи наполняет его блаженством, истиной, знанием и любовью. Чем более чистым и развитым инструментом станет человек в руках Бога Всемогущего, тем легче Богу будет играть с помощью Кундалини божественные мелодии и тем больше человек будет получать энергий и благословений, которые он сможет передавать другим людям, пробуждая в них Кундалини и связывая их с Божественным миром
Небольшое дополнение: санскритское слово "рага" происходит от корня «раньдж» – окрашивать и означает “страсть, цвет и привязанность”. Традиционно этот термин подразумевает интенсивность одного "цвета" или "расы" - эмоционального состояния, которое должен быть создан исполнителем, чтобы “наполнить краской сердца людей” и создать необходимое состояние у слушателей. В Сахаджа йоге мы знаем, что в раге важно не столько эмоциональное состояние, сколько энергетическая конструкция и работа в ней Кундалини.
Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты.
Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал.
Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари, канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи.
Картина раги, её конструкция и развитие, представленные музыкантом, являются результатом усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве. Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в звуке и музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.

Разделение раг по времени суток существует только в северо-индийской традиции Хиндустани. В Индии сутки делятся на 8 частей по 3 часа каждая.


Время Рага

06-09 Ahir Bhairav
06-09 Bairagi Bhairav
06-09 Bhairav
06-09 Bhairav-Bahar
06-09 Nat Bhairav
06-09 Bilawal
06-09 Alahiya Bilawal
06-09 Shoodh Bilawal
06-09 Shookla Bilawal
06-09 Devgiri Bilawal
06-09 Kukubh Bilawal
06-09 Bhairavi (любое время)
06-09 Bhoopali Todi
06-09 Bibhas
06-09 Bilaskhani Todi
06-09 Ganakari
06-09 Gunakri
06-09 Hindol
06-09 Jogiya
06-09 Ramkali
06-09 Vibhas

09-12 Asa Bhairav
09-12 Asavari
09-12 Deshkar
09-12 Desi
09-12 Gurjari Todi
09-12 Jahnpuri
09-12 Komal Te Asaravi
09-12 Madhyamad Sarang
09-12 Malgunji
09-12 Miya - Ki Todi
09-12 Sindh Bhairavi
09-12 Sughrai
09-12 Sur Malkhar
09-12 Todi

12-15 Bhimpalasi
12-15 Brindabani Sarang
12-15 Dhanashri
12-15 Gaud Saarang
12-15 Gour Saarang
12-15 Hindoli Sarang
12-15 Madhuvanti
12-15 Miya - Ki Sarang
12-15 Patdeep
12-15 Pilu
12-15 Samant Sarang
12-15 Shuddh Sarang
12-15 Shuddha Sarang
12-15 Shush Sarang
12-15 Suha

15-18 Marwa
15-18 Multani
15-18 Pat Manjari
15-18 Poorvi
15-18 Puriya
15-18 Puriya Dhanashri
15-18 Shri
15-18 Triveni

18-21 Bhoopali
18-21 Bhupali Megh
18-21 Chhayanat
18-21 Desh
18-21 Gauri Kalyan
18-21 Gorakh Kalyan
18-21 Hamir
18-21 Hansdhwani
18-21 Kamod
18-21 Kedar
18-21 Malashri
18-21 Mand
18-21 Mishra Piloo
18-21 Pahadi
18-21 Pahadi Jinjihoti
18-21 Purya Dhanashri
18-21 Rajyam Kalyan
18-21 Sindhura
18-21 Sham Kalyan
18-21 Shuddh Kalyan
18-21 Yamah
18-21 Yaman
18-21 Yaman Kalyan

21-24 Bihag
21-24 Bihagda
21-24 Bhinna Shadja
21-24 Chandra Kauns
21-24 Darbari
21-24 Desh
21-24 Durga
21-24 Gara
21-24 Gaud Malhar
21-24 Gorakh Kalyan
21-24 Jaijaiwanti
21-24 Jhinjhoti
21-24 Kalavati
21-24 Khamaj
21-24 Malhar
21-24 Malkauns Pancham
21-24 Maluha Kedar
21-24 Maru Bihag
21-24 Nand
21-24 Pat Bihag
21-24 Rageshri
21-24 Rageshvari
21-24 Shankara
21-24 Shivranjani
21-24 Tilak Kamod
21-24 Tilang
21-24 Bageshvari (полночь)
21-24 Kafi
21-24 Miya Malhar (полночь)

00-03 Adana (полночь)
00-03 Bageshri
00-03 Bahar
00-03 Darbari Kanada
00-03 Kaunsi Kanada
00-03 Kaushik Kanada
00-03 Kaushik Ranjani
00-03 Kausi Kanhra
00-03 Malkauns
00-03 Nayaki Kanada
00-03 Shahana Kanada

03-06 Basant
03-06 Bhankar
03-06 Bhatiyar
03-06 Kalingada
03-06 Lalit
03-06 Paraj
03-06 Sohni

-- Dhani
-- Basant Mukhari
-- Chandani Kedar
-- Charukeshi
-- JanaSammohini
-- Kirwani
-- Vrindavani Sarang

Индийская музыка применяет 7 главных тонов, соответствующих европейской семиступенной гамме. Обозначаются они начальным слогом санскритского наименования: са (шадджа или шараджа) - соответствует до первой октавы, ри (ришабха) - ре, га (гандхара) - ми, ма (мадхьяма) - фа, па (паньчама) - соль, дха (дхаявата) - ля, ни (нишада) - си.
Помимо главных тонов, имеются звуки, производные от основных. Минимальным расстоянием между двумя ступенями лада является интервал немногим более 1/4 тона. Благодаря этому октава делится на 22 неравных интервала - шрути (от слова "слышать, различать"), каждый из которых может быть исходным пунктом для новой гаммы.
В Индии различают 6 основных и большое количество побочных гамм, построенных по принципу сочетания нижнего и верхнего тетрахордов.
Из большого числа ладов наиболее широкое распространение получили 10 основных (кальян, билавал, кхамадж, бхайрава, пурва, марва, кафи, асавари, бхайрави и тоди), объединённых под общим названием тхат.
Каждая paгa состоит из вади - главного звука, самавади - второго по значению звука, анувади - группы подчинённых звуков и вивади - диссонирующего звука. Иногда они называются соответственно "правитель", "министр", "помощники" и "враг".
Раги могут вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: шрингара - любовь, хасья - веселье, каруна - печаль, вира - героизм, бибхатса - отвращение, рудра - гнев, бхаянока - страх, адбхута - удивление, шанта - успокоение.

http://vkontakte.ru/topic-18910146_23120906
<<
Аватара пользователя

Админ
Админ

Сообщения: 622

Зарегистрирован: 16 авг 2007, 02:52

Откуда: Севастополь

Сообщение 08 сен 2010, 22:49

Принципы индийской музыки.

Принципы тхата.

1. Все ноты тхата должны идти в определенном порядке.
2. В тхате ноты комаль и тивра могут идти одна за другой.
3. Тхат не всегда может быть приятным для слушателей.

Принципы раги.

1. Рага должна относиться к одному из тхатов и содержать не менее пяти нот.
2. Две ноты типа комаль и тивра не могут следовать одна за другой, хотя это разрешено в тхате.
3. В раге ноты па и ма не могут понижаться одновременно.
4. Ноты в раге должны быть фиксированы, комбинации нот должны идти либо по порядку арох, либо - аврох.
5. В раге должна быть одна доминирующая нота, которая называется "вади", следующая нота называется "самвади", обе эти ноты зависят от тхата, на котором строится рага и времени, когда рага должна исполняться. В раге также может быть анувади (нота, усиливающая вади) и "вивади" (нота, пришедшая из другой традиции исполнения, в которой эту рагу относили к другому тхату).
6. Рага должна привлекать и радовать слушателей.

Виды нот.
Практически невозможно сухим и точным языком теории выразить ту исключительную гармонию, которая в индийской музыке строится на оттенках тонов. В индийской музыке существуют тон, полутон, четверть тона и одна восьмая тона. Различие между этими звуками настолько тонкое и неуловимое, что прежде, чем вы успеваете опознать один звук, он переходит в другой, формируя красивые модуляции и неожиданные каденции. Эти виды тона имеют отношение к суратам, о которых мы говорили выше.

Основное звучание ноты - без бемоля (комаль) и без диеза (тивра) - называется шудх сур. Существуют три звука более высоких, чем шудх и три - более низких. Вместе они составляют семь звуков в одной ноте.

1. Таам Тивра - на 3 единицы выше чем шудх сур
2. Та Тивра - на 2 единицы выше чем шудх сур
3. Тивра - на 1 единицу выше чем шудх сур
4. Шудх сур
5. Комаль - на 1 единицу ниже чем шудх сур
6. Ати комаль - на 2 единицы ниже чем шудх сур
7. Шикари - на 3 единицы ниже чем шудх сур

Европейский диатонический звукоряд будет иметь следующие соответствия:

Са - Чандовати
Ре - Рактика
Га - Кродхи
Ма - Прити
Па - Альпани
Дха - Мандати
Ни - Угра
Саптак (октавы)
Семь нот по порядку - музыкальный алфавит, который в Индии называется Саргам, составляют октаву. Существует пять октав. Самая низкая октава называется мандра тар саптак. Низкая октава - мандра саптак, ноты этой октавы поются животом. Средняя октава называется макдхьям саптак, ноты этой октавы поются горлом. Высокая октава называется тар саптак. Самая высокая октава - тар тар саптак или атитар саптак.

Профессиональный певец должен уметь петь три октавы по порядку, называемому ароха (от самой низкой ноты до самой высокой) и в обратном порядке (авароха).

Ноты.

В индийской музыкальной традиции существует 7 нот (сур). Каждая имеет свое название: кхарадж или шараджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхаявата, нишада. Все вместе они называются саргам. Для простоты каждую ноту обозначили аббревиатурой: са, ре, га, ма, па, дха, ни. Все ноты имеют обширную характеристику, в которой им придаются человеческие качества. Как люди, ноты имеют характер, костюм, цвет лица. Некоторые ноты связаны с каким-то временем года или с определенным периодом человеческой жизни.

1. Шараджа или са. Эта нота находится под защитой Агни и так же как панчама не имеет тивра (диез) или комаль (бемоль).
* Она связана с первой небесной сферой и планетой, именуемой Камар (по-арабски - луна).
* Ее характер радостный.
* Имеет эффект холода и влаги.
* Цвет лица - розовый.
* Прекрасные белые одежды с искусно выполненым орнаментом.
* Этот звук похож на крик павлина.
* Нота доминирует в голосе семидесятилетнего человека.
* Эта нота гармонична во всех рагах и рагини.
* У этой ноты есть 4 сураты (обертона), а именно: тивра, камодвати, манда и чхандовати.

2. Ришабха или ре. Эта нота находится под покровительством Брахмы.
* Она связана со второй небесной сферой и планетой, именуемой Ретарид (по-арабски Меркурий).
* Ее характер радостный.
* Имеет холодный, сухой эффект.
* Цвет лица бледно-зеленый.
* Красные одежды с красивым орнаментом.
* Жаркое время года.
* Этот звук напоминает крик птицы папиха.
* Нота доминирует в голосе шестидесятилетнего человека.
* Эта нота гармонична в мелодиях дес, канхара и т.д., и неприятна в малкаус, хиндол и т.д.
* Имеет 3 сураты: дайявати, ранджани и рактика.

3. Гандхара или га. Эта нота находится под покровительством богини Сарасвати.
* Эта нота имеет и бемоль и диез.
* Она связана с третьей небесной сферой и планетой, именуемой Зухра (по-арабски Венера).
* Характер грустный.
* Имеет холодный и влажный эффект.
* Цвет лица оранжевый, одежда пурпурная.
* Звук напоминает крик гуся.
* Она приятна в мелодиях калингра, кхамах и т.д. и довольно неприятна в саранга.
* Она имеет 2 сураты: севе и кродхи.

4. Мадхьяма или ма. Эта нота находится под покровительством Махадева Шивы. Она имеет бемоль и диез.
* Она связана с четвертой небесной сферой и планетой именуемой Шамс (по-арабски солнце)
* Характер беспокойный
* Дает теплый, сухой эффект.
* Цвет лица бледно-розовый. Одежда красно-черная с замысловатым орнаментом.
* Дождливое время года.
* Этот звук напоминает крик журавля.
* Нота доминирует в голосе сорокалетнего человека.
* Она приятна в малкаус, бхайрон и т.д. и неприятна в кальян.
* Она имеет 4 обертона: ваджрика, прасарини, прити, марджини.

5. Паньчама или па. Эта нота находится под покровительством богини Лакшми.
* Она связана с пятой небесной сферой и планетой, именуемой Маррикх (по-арабски Марс)
* Характер страстный.
* Эффект теплый и сухой.
* Цвет лица красный, одежда желтая.
* Дождливое время года.
* Этот звук напоминает крик птицы койял9.
* Нота доминирует в голосе тридцатилетнего человека.
* Она приятно звучит в мелодиях тоди-асаоре и довольно неприятно в малкаус, хиндол и т.д.
* Она имеет 4 обертона: рагата, сандипани, алапни и рохити.

6. Дхаявата или дха: Эта нота находится под покровительством бога Ганеши.
* Имеет бемоль и диез.
* Она связана с шестой небесной сферой и планетой Мштари (по-арабски Юпитер).
* Характер уравновешенный
* Дает теплый и прохладный эффект
* Цвет лица желтый. Одежда ярко-красная с приятным орнаментом.
* Холодное время года.
* Образуется с помощью неба
* Этот звук напоминает лошадиное ржание.
* Нота доминирует в голосе двадцатилетнего человека.
* Она гармонична в билавал, алайя и т.д. и неприятна в зилаф, джогийя и т.д.
* Имеет 3 обертона: мандати, рохини, римйя.

7. Нишада или ни: Эта нота находится под покровительством Сурьи, бога Солнца.
* Она имеет бемоль и диез.
* Она связана с седьмой небесной сферой и планетой Захаль (по-арабски Сатурн)
* Характер веселый и страстный.
* Эффект холодный и сухой
* Цвет лица темный, одежда черная с орнаментом.
* Холодное время года
* Похожий звук издает при помощи хобота слон.
* Эта нота доминирует в голосе десятилетнего ребенка.
* Она гармонична в бихаг, парадж и т.д., и довольно неприятна в соратх.
* У нее два обертона: угра и шобхини.

Раги Дарбари и Мияки Мальхар сочинил для махараджи Акбара его придворный музыкант Тансен, который жил в 16-м веке н.э. Величие Тансена заключается не только в том, что он был ученым, мастером пения и виртуозным исполнителем раг на древнем струнном инструменте Вина, но и в том, что он успешно остановил исламизацию музыки, которая началась в 12-м веке н.э., и способствовал возврату к изначальным индийским корням.
Раага Дарбари Канада, тхат Асавари, джати Сампурна- Шадав, Вади R, Самвади P, Ароха NSRGRSMPDNS*, Авароха * S*DNPMPGRS , исполняется в полночь.
Название рааги связано с дарбаром (перс. — аудиенция, зал, царский двор, резиденция монарха) и означает совет знати при монархе или торжественный приём. Когда Нишат Кхан играл в Москве в 1994 году эту раагу перед Шри Матаджи и сахаджа йогами, он сказал, что сейчас он играет перед двором Шри Матаджи и поэтому эту раагу можно назвать Дарбари Шри Матаджи.
Звуки раги воздействуют на кундалини и чакры.
S - Муладхара, R - Свадиштан, G - Набхи, М – Анахата, Р – Вишуддха, D - Аджня, N – Сахасрара. Диез - смещение вправо, бемоль - влево.
О рагах можно почитать в книге Аруна Апте "Музыка и сахаджа йога".

Вот что Апте писал про ноты в соответствии с чакрами:

ШАДДЖА – Sa или S. Её частота 240. Павлин.
В древние времена Риши и Муни выучили первозданные звуки птиц и зверей в природе. Из этого учения они вывели Свары (ноты). Нота Шадджа - от павлина. Она статична и устойчива (постоянна). Нота Sа – основа всех последующих 12 нот, и поэтому в Сахадж Музыке она рассматривается как Муладхара. В каждой музыкальной ноте присутствует элемент Sа.

КОМАЛ РИШАБХА (пониженное Re или R ) 254 2/17.
Чакра: Левый Свадистхан
ШУДДХА РИШАБХ ( Re или R ) 270 Буйвол.
Чакра: Свадистхан

КОМАЛ ГАНДХАРА ( Ga или G ) 288.
Чакра: Левая Набхи
ШУДДХА ГАНДХАРА ( Ga или G ) 301 17 / 43. Овца.
Чакра: Центральная Набхи и Правая, Войд (Океан иллюзий)

ШУДДХА МАДХЬЯМА ( Ма или М ) 320. Журавль.
Чакра: Левое и Центральное Сердце (Анахат)
ТИВРА МАДХЬЯМА. Ма или М. 338 14/17.
Чакра: Правое Сердце

ПАНЧАМА ( Ра или Р ) 360 Кукушка.
Чакра: Вишуддхи

КОМАЛ ДХАЙВАТА ( Dha или D ) 381 3/17.
Чакра: Правая Аджня
ШУДДХ ДХАЙВАТА ( Dha или D ) 405 Лошадь.
Чакра: Аджня

КОМАЛ НИШАДА ( Ni или N ) 432.
Чакра: Сахасрара
ШУДДХА НИШАДА ( Ni или N ) 452 4/ 43. Слон.
Чакра: Сахасрара

http://vkontakte.ru/topic-18910146_23120906

Вернуться в Сахаджа-Йога и индуизм.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group.
Designed by ST Software
Русская поддержка phpBB