Сообщение 22 июн 2012, 21:31

Тантра.

Что такое Тантра?

Тантра является комплексом культовых практик, ритуалов и тайных обрядов, которые основываются на философии и глубоком религиозном чувстве, в центре которого находится концепция Высшей Силы. Эта сила, именуемая Шакти, имеет разнообразные проявления. Шактистский тантризм уходит своими корнями в доисторические представления о Богине-Матери, богине плодородия, и ее древние культы. Ее изображения, восходящие к верхнему палеолиту, если еще не к более ранним временам, свидетельствуют о ее первостепенной важности для древнейшей культуры Индии.

Тантра – это наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Тантра – доктина, практики, инструмент расширения сознания. На санскрите “Тантра” буквально означает — ткацкий станок. В символическом смысле – это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей “основы” и “утка” в производстве ткани.

Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. “Тантра” также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей.


Исторические истоки Тантры

По наиболее распространенной версии, подтвержденной археологическими данными, Тантра возникла на полуострове Индостан, на месте теперешней Индии у мирного коренного населения во времена матриархата. Наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры датируются серединой первого тысячелетия до н. э., хотя Тантра существует не менее трех тысяч лет.

Археологические данные указывают на то, что народы полуострова Индостан имели связь с древнеегипетской цивилизацией. Египетскую изотерическую символику находят вместе с древними скульптурами на полуострове Индостан. В тоже время в египетских произведениях искусства можно найти символику Кундалини и энергетических каналов Иды, Пингалы и Сушумны. Уровень цивилизации, где возникла Тантра был очень высок. Они владели тайной атомного ядра, жили в больших городах с водопроводом и канализацией.

Самый ранний образец изображения индийской Богини-Матери восходит к верхнему палеолиту. Найденное в долине Белан возле Аллахабада в Уттара-Прадеше Г. Р. Шармой, это изображение сделано из кости и по форме напоминает гарпун. На основе радиоуглеродного метода оно датируется временем между 23.840 (плюс-минус 830 лет) и 17.765 (плюс-минус 340 лет) гг. до н. э. Также к верхнему палеолиту восходят цветные камни со знаками треугольника естественного происхождения. Шарма нашел первый из этих камней покоящимся на возвышенном основании в Багхоре в долине Сон возле Мирзапура в Уттара-Прадеше. Согласно Шарме, некоторые похожие камни были найдены на той же самой территории; им до сего дня поклоняются как Аргаримаи или Матери-Огню . Эти камни с треугольниками по утверждению Шармы связаны с первобытной Богиней-Матерью. Они также могут демонстрировать связи с более поздним тантрическим использованием янтр, в которых треугольники представляют символизм жизненной энергии, связанной с плодородием. Пока мы не имеем специальных комментариев на гипотезу Шармы, следует заметить. Что это трудно проследить прямую связь между археологическими свидетельствами из Белана и Багхора и теми изображениями богини, которые были найдены при раскопках слоев позднего неолита и халколита.

Из интересных изображений Богини-Матери, найденных в последнее время в Пакистане, следует упомянуть образцы из Шерри Кхан Таркаи в дистрикте Банну и Мегаргарх-Наусхаро. На первом участке, который археологи датируют временем между 4500 и 3000 гг., было найдено несколько женских фигурок, незамысловатых и раскрашенных; различные образцы можно разделить на три главных типа: 1. образцы со сплюснутыми носами и носящие прически со спиральными рогами, 2. образцы с черным пятном, что говорит об их связи со змеиной богиней; 3. образцы с гипертрофированными гениталиями. Из этих трех групп наиболее значимой является третья, относящиеся к которой фигурки с увеличенными женскими половыми органами имеют следы мужских гениталий. Археологи назвали этот тип «гермафродитским» . К этой группе принадлежит доисторическая женская фигурка, символизирующая плодородие, из Периано Гхундаи (Пакистан), только нижняя половина которой отмечена знаком йони.

Самые древние литературные памятники Индии, Веды, сохранили некоторые интересные элементы шактистского тантризма. Из ведических женских божеств наиболее значимыми для исторического развития шактизма являются Адити (вселенская мать), Ушас (Заря), Ратри (Ночь), Сарасвати (Высшая мать и река), Вач (Речь) и Притхиви (Земля), которая вместе с Дьяусом (Небо) представляет некое подобие вселенских родителей, как Шакти и Шива более поздних времен. Сарасвати также зовется Бхарати, это имя стало позднее синонимом языка и речи. Важное значение для развития шактизма представляла ведическая Вач, символизировавшая первоначальные представления о безграничной, непостижимой и невидимой Энергии в форме звука. Фактически, Вач присутствует на трех уровнях: тонкое состояние, именуемое Пара Вач, внутреннее вибрирующее состояние, именуемое Пашьянти, более развитая вибрирующая форма, именуемая Мадхьяма Вач и внешний слышимый звук, именуемый Вайкхари. Пара и Пашьянти представляют более высокие уровни восприятия; но, согласно традиции, постижение мантр как божественных слов возможно только на уровне Мадхьяма Вач. Таким образом в Атхарваведе (19.71.1) Вач именуется Веда Мата или Матерь Вед (stUtamayA sahitA vedamAtA). Подобно этому, более поздние тантры именуют Богиню zabdAnAm jananI, то есть «творящей слова» (8).

В нашем поиске корней шактизма давайте обратимся к важному ведическому гимну из Ригведы, именуемому vAgambhR^ini sUkta (10.125). тот гимн приписывается Вач, дочери мудреца Амбхрины. В этом гимне Вач говорит о себе как о женской энергии, то есть Высшей Силе, обладающей независимостью и управляющей различными божествами, такими как Васу, Сома, Тваштар, рудры и адитьи. Она также именуется подательницей богатств, владычицей сил природы и источником милости. Без сомнения, в гимне присутствуют ярко выраженные элементы монотеистической мысли, который образуют основу исторического шактизма.

Важное место среди поздних ведийских женских божеств занимает Шри Лакшми, которая первый раз упоминается в Шри-сукте, в дополнительном гимне в Ригведе. Как богиня процветания, богатства, удачи и растительности, она отождествляется с золотой антилопой (hiraNya-varNA hariNI), покрытой золотыми и серебряными нитями, со столбом, украшенным красивыми золотистыми лотосными гирляндами, распространяющими вокруг себя свет; она царственное божество, восседающее за золотистой оградой и черпающее радость от присутствия трубящих слонов (hasti-nAdapramodinI). Впоследствии и буддисты, и джайны, и индусы всегда изображали Лакшми по бокам со слонами. Также она была включена в тантрический пантеон в качестве одной из десяти Махавидий. Даже в наши дни Шри-сукта рецитируется на шактистских тантрических обрядах, особенно во время церемониального купания Богини. Шри-сукта, в которой обращаются к Джатаведасу или Огню (9), показывает, что Богиня первоначально призывается на совершении яджны (жертвоприношения). В одном стихе из Шри-сукты упоминается Джьештха или Алакшми, богиня бедности и неудачи, которая тождественная махавидье Дхумавати в поздней тантрической традиции. В Брихадараньяка-упанишаде есть важное место (7.4), где Вач связывается с такой ритуалистической терминологией, которая образует первоначальные компоненты мантр шактистского тантризма.

К середине первого тысячелетия до н.э. некоторые имена и формы богини, такие как Ума-Хаймавати, Амбика, Дурга, Варочани, Шарвани и Бхавани были уже хорошо известны. В связи с сооружением крепостей в Артхашастре Каутильи речь идет о поклонении богиням Апараджите и Мадире, которые обе заняли признанное положение в средневековой тантрической традиции. Апараджита (Непобедимая) могла быть индианизированным вариантом греческой богини Ники. Мадира (богиня вина) была также известна как Судха или Сурадеви на тантрических обрядах. В тантрических текстах она описывается как страстная юная девица шестнадцати лет, имеющая три глаза, украшенная драгоценностями и облаченная в красные одежды . Согласно пуранической традиции, Мадира или Сурадеви, подобно Лакшми, родилась в океане во время его пахтания.

Многие считают, что мудрость современной Индии сосредоточена в Ведах. Но Тантра и Йога древнее Вед.

Философские аспекты Тантры

Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Тантра «правой руки», Дакшина Марга признает ведущим мужское, активное начало. Связана как правило с аскетическим практиками.
Тантра «левой руки» Вама Марга, ведущим началом признаёт женское, символизирующее мудрость. Здесь наоборот, нет ограничений для проявления чувств.
Существует также так называемая Тантра центрального пути - Мишра Марга, объединяющая в себе оба начала и свободная от крайностей двух вышеперечисленных путей.

Для современного западного человека водоразделом между левосторонней и правосторонней Тантрой является ритуальный сексуальный контакт мужчины и женщины - Майтхуна и использование при этом растений силы. В Тантре левой руки они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях.

Основное положение Тантры — ты сейчас, в данный момент, совершенен как Бог, совершенна как Богиня!
Конечный результат развития человека в Тантре принимается за исходную посылку. Можно сказать, что конечной целью индивидуальной эволюции человека является просветление, достижение состояния Будды, возвращение к своему источнику, к Богу. Это может произойти, когда человек развивает в себе положительные, божественные духовные качества и избавляется от отрицательных, таких, как жадность, зависть, ревность, невежество чувство эго. И если последователи различных изотерических доктрин саморазвития стремятся к этому всю свою жизнь, то тантрики принимают будущий результат духовной эволюции за начало своего пути. Тантрики в данный момент должны думать, говорить и действовать, как будто уже сейчас у них есть все эти качества, как будто они уже сейчас — совершенные существа. Ты сейчас, в данный момент, совершенное существо, Бог, Богиня или Джива Мукти. Представляется, что если мы будем действовать уже сейчас, сознавая, что каждый мужчина и каждая женщина совершенны по своей природе, то все наши взаимоотношения и повседневная жизнь радикально изменятся. Здоровье тела и ума тоже зависят от того, каким человек себя видит. Если мы плохо о себе думаем, то вряд ли можно надеяться на возможность стать счастливыми.

Тантра является мощным методом найти себя, реализовать все самое лучшее, что есть в нас. Если мы увидим себя чистыми и прекрасными, то мы, как бы открываемся тем внутренним благодатным силам, которые внутри нас и вокруг нас.

В соответствии с тантрической традицией, человек не осознающий себя как божественную сущность, не может истинно поклоняться Божеству.Ключом Тантры является полное освобождение от чувства эго и растворение себя в Боге.

Путь Тантры наиболее эффективен и действенен в наш грубый, “железный век”, век Кали-юги, когда несправедливость и насилие на каждом шагу. Устами Бога Шивы, отца Йоги и Тантры в древних писаниях Маха Нирваны Тантры сказано:
“Без пути Тантры в Кали-югу нет иного пути”.
Вот как древние тексты Тантры описывали грядущую Кали-югу, наше время, железный век, век бездуховности, жестокости и насилия.
“Люди будут поражены завистью. Они будут нетерпеливы, не будут осознавать что творят, их желания будут неверные, их знания приведут в тупик. Главы государств в основном будут низкого происхождения, тираны и диктаторы. Воры станут королями и короли станут ворами... Криминальные структуры будут в городах и деревнях. Ритуал Тантры будет под большим секретом”.

Все техники, все ритуалы, все усилия тантриков направлены на то, чтобы осознать основную идею учения о божественной природе человека.
Тантра не обходит острых углов, тантрик не прячется за ножку стула. В Тантре принято работать с нашими самыми сильными инстинктами, с самыми сильными чувствами, с самой мощной энергией, с энергией созидания и творения, с энергией наслаждения, с энергией любви и с энергией страдания, с энергией горечи поражений, разочарований и утрат, с нашей основной жизненной силой - Кундалини.

Сексуальное единение женщины и мужчины в Тантре служит для постижения универсального единства и преодоление дуальности. Сексуальный партнер в Тантре это олицетворение Божества. Тантрическая традиция утверждает, что женщины изначально, от рождения наделены духовными качествами в большей степени, чем мужчины. У женщин также гораздо больше сексуальной энергии чем у мужчин. Для тантрика женщина не предмет вожделения и наслаждения, а воплощение Богини, сама Богиня, Абсолютная женщина, Космическая Мать. Обожествление женщины, это символическое обожествление всего женского начала. Сюда относится и Кундалини — священная сила жизни, энергия творения. Тантра включает секс в свой священный ритуал, ибо секс является неотъемлемой частью жизни. Все те, кто это отрицает, находятся вне реальной жизни.
Древние риши, индийские святые и пророки, говорили, что именно страсть или сексуальная энергия трансформируется в любовь к Богу. А эта любовь может выражаться по разному. Одни любят Бога как Отца, другие — как Мать, третьи — как Друга, Мужа или Возлюбленного.

Пробуждение скрытой, дремлющей в каждом человеке, универсальной, божественной силы, энергии Духа Святого под названием Кундалини, является стержнем учения Тантры. Многие серьезные исследователи считают, что в основе мистического опыта Христа и других духовных Учителей человечества лежит пробужденная Кундалини. Тантра приемлет все. Это единство всего, это Йога всего. Тантра является инструментом и техникой на пути духовного роста.

Буддийская Тантра

В буддизме Тантра ( — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В Тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким, но и самым опасным путём. Очень важно для адепта тантры найти хорошего учителя, который тоже должен тщательно проверяться.

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:
созерцание изображения божества и затем — отождествление себя с ним;
использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры, они пришли в Тибет из Индии);
чтение мантр.

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:
тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Тантра высшей йоги, доступная только для тех йогинов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины.
В Ануттара-йога-тантре женщина — воплощение мудрости-прагьи — ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное Божество имеет женский облик. В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно. Главенство женского начала выражается и в том, что многие Божества имеют женоподобный облик.

Источники информации:
1. Википедия.
2. http://www.sahajayogamass.org/entry/31
3. http://www.mahadevi.ru/aspects.htm