Очень жду момента, когда найдется кто-нибудь, кто напишет умные и глубокие слова в этой, так ко многому обязывающий теме. Пока этого не произошло, заполняю ее некоторыми вариациями на тему… Моим желанием было с одной стороны привлечь внимание евреев к практике Сахаджа йоги, которая, на мой взгляд, очень духовно близка к Иудаизму. С другой стороны, хотелось порадовать сахаджа йогов других национальностей прикосновением к этой святыне Духа. А еще хотелось, чтобы всем было приятно читать.
Шри Матаджи о музыке
Всегда говорилось, что музыка должна создавать состояние, и это состояние должно быть Божественным, не может быть состояния приятного Духу, если оно не от Бога.
Музыка была дарована людям благодаря Божественной любви. Именно поэтому все, что не выражает любви к Богу, не является музыкой.
...Каждая музыка должна исполняться в свое время, описывая ваше настроение, а все эти описываемые настроения должны быть связаны с Богом. Для Духа не существует такого настроения, которым он мог бы наслаждаться, если оно не связано с Богом.
Хасидские нигуны
(по материалам сайта «Все для клезмеров»
http://www.klezmer.com.ua)
Глубокое влияние на музыку евреев Восточной Европы, а впоследствии на музыку других общин, а также на музыку современного Израиля оказал хасидизм - религиозно-мистическое движение, возникшее в 1730-х годах на Украине и распространившееся в России, Польше и Австро-Венгрии. Хасидизм призывал верующих к активной жизни в противовес аскетизму, царившему в религиозной жизни и быту. Одухотворенная молитва, сопровождаемая пением, заняла главенствующее место в каждодневной жизни хасидов.
Музыка для хасидизма это не просто сопровождающий мотив, но компаньон хасида в вечном путешествии. Душа, возвращаясь к своему источнику, Создателю, поднимается по пути мелодии.
Баал Шем Тов (основатель хасидизма, переводится как обладатель благоприятного имени) настаивал, что следует избегать обычая накладывать на себя пост, носить лохмотья и прочих подобных аскетических практик. Так как живость и радость приятнее Б-гу, чем аскетизм - меланхолия, уныние и отчаяние стали грехом. "Только через радость можем мы достичь единения с Б-гом" - говорил Бешт (сокращенное имя от Баал Шем Тов). Он так же понимал, что когда человек радостен, ему легче переносить невзгоды жизни. Баал Шем Тов никак не преуменьшал духовных основ еврейской жизни. Совсем наоборот, он подчёркивал их важность. И это особенно ярко выразилось в нигунах, которые могут воодушевлять и давать безграничную радость. Хасидизм знает силу, которой обладает нигун. Это возможность очищать и связывать души и поднимать их на невиданные высоты. Это не было новой мыслью, так как эта идея уже была высказана Каббалистами: "Доступ к определённым дворцам может быть получен только с помощью песни".
Из многих записей и хасидских историй мы знаем, что песня была естественной частью тела и души Баал Шем Това. Он проводил много времени в полях среди пастухов и, несомненно, собрал множество их мелодий.
Здесь сказывается влияние окружения, в котором жили евреи. Но конечно заимствованным мелодиям придавалась еврейская окраска и осмысленность. Часто такое происходило и с другими аспектами жизни, например с одеждой. Так в еврейскую культуру пришли польские и русские - штраймл (меховая шапка) и капота (длинный сюртук).
Большинство нигунов не имеют слов. Такие бессловесные песни не так распространены в других культурах. В хасидской жизни нигуны занимают очень важное место. Песни без слов, но полные духовного экстаза, создаются на основе утверждения, что песня без слов намного выразительнее, чем со словами.
Любой сразу заметит, что это очень сложно, петь чистую мелодию без слов какое-то длительное время. Это особенно верно для метрических мелодий. Чтобы компенсировать эту сложность, хасидизм изобрели целый набор специальных звуков, которые помогают при пении. Всевозможные "бим-бам", "яди-да-ди", "ой-вэй", "ай-яй", "ой-ёй" и "тади-дам". Поющий имеет свободу выбирать те или иные звуки, которые приходят ему на ум в зависимости от настроения и мелодии.
Первые нигуним были довольно непродолжительными, но позднее они становились всё более сложными и стали даже появляться композиции настолько длинные, что их называют "операми".
В общем, Хасидский нигун можно отнести к трём базовым категориям. (Позднее были добавлены ещё несколько типов). Это нигун рикуд (нигун для танца, хоровода), тиш нигун (нигун который поют за столом Ребе) и девейкус нигун (медленная, интроспективная, волнующая душу мелодия, обычно продолжительная и поющаяся с большим чувством). Нигун рикуд - обычно весёлая мелодия, созданная специально для танца. Хасидский танец с таким нигуном так же обладает особым мистическим смыслом. Хасиды могут танцевать продолжительное время, полностью отдаваясь танцу и звукам пения. Тиш нигун - обычно медленная, медитативная мелодия, которую поют за столом Ребе.
Так же хасиды адаптировали такие мотивы как марш и вальс. Марш - мелодия, пришедшая от военных музыкантов, стал весьма популярным среди хасидим. Хотя такие военные мелодии как марши были довольно чужды духу Иудаизма в целом, и не слишком подходят для танца, однако в устах хасидов они превратились в настоящие нигуны. Вальс - типично Европейская мелодия, которая так же нашла свой путь в хасидскую традицию.
Исполняет
Рав Ицхок Гинзбург
mms://ra.colo.idt.net/ginsburgh/eng/576 ... 208-1a.mp3
Те кто хочет научиться музыке, также должны иметь музыку в своих сердцах. Они должны мыслить сердцем. Сегодня Я хотела благословить вас всех, чтобы вы стали полностью музыкального характера, ритмичными. Развлекали других и не ссорились. Да благословит вас всех Бог. (Шри Матаджи)